Рус
Eng

От 100 граммов до 10 килограммов: ученые взвесили весь ковид мира

8 июня, 15:07НаукаФото: Yale Medicine
Если бы все частицы SARS-CoV-2, циркулирующие в настоящее время по всему миру, были собраны вместе, их общий вес был бы где-то между весом яблока и весом маленького ребенка, обнаружили израильские ученые.

Исследователи из Института науки Вейцмана (Израиль) подсчитали, что каждый инфицированный человек на пике инфекции несет в себе от 10 до 100 миллиардов отдельных частиц SARS-CoV-2. Это означает, что суммарно все вирусы SARS-CoV-2, которые в настоящее время заражают людей по всему миру, — а это примерно от 1 до 10 миллионов случаев заражения в любой момент времени в ходе пандемии, — имеют массу где-то между 0,1 и 10 килограммами. Об результатах исследования пишет LiveScience.

При всей микроскопичности своих размеров новый коронавирус необычайно смертелен. Примерно как атомная бомба – 100 килограммов расщепляющегося материала достаточно для самых разрушительных последствий. По последним данным, коронавирус уже заразил более 173 миллионов человек и более 3,7 миллиона убил.

Чтобы рассчитать, какую вирусную нагрузку может нести каждый инфицированный человек, исследователи использовали данные макак-резусов – животных, которые также восприимчивы к SARS-CoV-2. Ранее ученые измерили у них вирусную нагрузку на пике инфекции в различных тканях: легких, миндалинах, лимфатических узлах и пищеварительной системе. Затем они умножили количество вирусных частиц на грамм ткани макак-резусов на массу тканей человека и в результате получили количество вирусных частиц у человека.

Также из предыдущих расчетов, основанных на диаметре вируса, было известно, что каждая вирусная частица имеет массу 1 фемтограмм (1 * 10-15 граммов). Используя массу каждой частицы и количество предполагаемых частиц, ученые подсчитали, что каждый человек на пике болезни несет от 1 до 10 микрограммов вирусных частиц (1 микрограмм равен одной миллионной грамма).

Затем они подсчитали, как вирус мутирует, заражая одного человека и популяцию в целом. Для этого были использованы данные аналогичного коронавируса, показывающие, с какой скоростью мутирует один нуклеотид. Исследователи умножали имеющиеся цифры на количество нуклеотидов в геноме SARS-CoV-2, а затем учитывали, сколько раз вирус копировал себя в пределах одного организма во время инфекции. Оказалось, что во время инфицирования одного хозяина вирус накапливает от 0,1 до одной мутации в своем геноме. Учитывая, что между инфекциями проходит в среднем 4-5 дней, вирус накапливает около трех мутаций в месяц. Это цифра согласуется с уже известной скоростью эволюции SARS-CoV-2.

Любопытно, что исследователи обнаружили большие различия в количестве вирусных частиц у инфицированных людей – оно может отличаться на пять-шесть порядков. То есть у некоторых больных этих частиц может быть в миллионы раз больше, чем у других.

Известно, что люди с низкой вирусной нагрузкой меньше заражают окружающих. Однако пока неясно, почему суперраспространители передают вирус активнее – по биологическим причинам вроде высокой вирусной нагрузки или по социологическим, вроде многочисленных близких контактов с другими людьми.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter