Posted 6 октября 2019,, 13:08

Published 6 октября 2019,, 13:08

Modified 7 марта, 15:32

Updated 7 марта, 15:32

За компанию: люди сильно переедают, когда питаются не в одиночестве

За компанию: люди сильно переедают, когда питаются не в одиночестве

6 октября 2019, 13:08
Ученые выяснили, почему мы становимся обжорами, когда едим в компании друзей или родных
Сюжет
Еда

В компании – с семьей или друзьями – человек склонен поглощать больше, чем когда ест в одиночку.

Ирина Зиганшина

Авторы нового исследования предполагают, что в этом виноваты привычки, унаследованные нами от древних предков. Им они помогали выжить, а нас толкают на переедание.

Сотрудники Университета Бирмингема возглавили группу ученых из Великобритании и Австралии, обобщивших результаты 42 исследований в области социального питания и подтвердивших, что по сравнению с едой в одиночку «социализированная» еда – мощный стимул к перееданию. Те, кто ест вместе с другими, в среднем съедают на 48%(!) больше, а женщины, у которых уже диагностировано ожирение, - на 29% больше.

Скорее всего, главная причина этого – унаследованный нами от предков подход к питанию, помогавший им выжить: древние охотники и собиратели делились друг с другом пищей, потому что это помогало членам «ячейки» нарастить жировую прослойку и выжить в голодные времена.

Когда мы едим вместе с кем-то, возникает эффект «социальной фасилитации», заключающийся в том, что в присутствии других мы успешнее справляемся со своими задачами. Это явление свойственно не только людям, но и многим животным с развитой социальной организацией.

Муравьи в компании других муравьев быстрее строят муравейник. Спортсмены, участвуя в коллективных забегах или заездах, показывают лучшие результаты. А люди, оказавшиеся за общим столом, подсознательно соревнуются в том, кто больше съест.

Почему еще мы склонны объедаться, оказавшись в компании?

Социальные нормы не поощряют обжорства в одиночку, однако в компании переедание позволено. Щедрое угощение вызывает благодарность со стороны друзей и членов семьи и укрепляет социальные связи.

Наконец, в компании есть просто вкуснее, поэтому бывает трудно себя контролировать.

В прошлом пищевой ресурс людей был общим и достаточно ограниченным. Но с тех пор как в развитых обществах продуктов оказалось в избытке, а стратегией выживания стала диета, унаследованные от предков механизмы, все еще управляющие нашим пищевым поведением, пришли в эволюционное несоответствие с современным порядком вещей.

Нам уже не требуется наедаться впрок и кормить ближних, чтобы выжить. Если когда-то социальная фасилитация спасала, теперь она превратилась в нечто прямо противоположное и вынуждает нас к нездоровому пищевому поведению.

К тому же возникает психологическое противоречие между тем, чтобы проявить альтруизм и поделиться едой с другими, а с другой стороны – не съесть самому больше, чем это необходимо.

Любопытно, что все это относится только к еде в компании близких – когда разделять трапезу приходится людям не слишком хорошо знакомым, эффекта социальной фасилитации не возникает.

Объяснение, вероятно, в том, что на незнакомых людей нам хочется произвести благоприятное впечатление, а с небольшой порцией еды это сделать легче.

Данные показывают, что такой тип поведения особенно свойствен женщинам, которые хотят произвести впечатление на мужчину, с которым едят, и людям с ожирением, которые хотят избежать осуждения за переедание.

"