Posted 6 июня 2020,, 12:46

Published 6 июня 2020,, 12:46

Ученые выяснили, что динозавры могли охлаждать свой мозг

6 июня 2020, 12:46
Фото: steamcommunity.com
Палеонтологи Санкт-Петербургского государственного университета выяснили, что анкилозавры – травоядные бронированные динозавры мелового периода – могли остужать мозг и обладали мощным обонянием.

При обследовании трех фрагментов ископаемых черепов анкилозавра биссектипельты, найденных в пустыне Кызылкум в Узбекистане, российские специалисты впервые выполнили трехмерную компьютерную реконструкцию внутреннего пространства черепа динозавра. Это позволило описать устройство мозга и сосудов головы древних ящеров.

Эксперты обнаружили, что порядка 60% мозга исследуемого анкилозавра занимают обонятельные луковицы. Это может свидетельствовать о сильном нюхе. Исследование внутреннего уха животного показало, что эти рептилии хорошо слышали низкие частоты – от 300 до 3000 герц – как и современные птицы и крокодилы.

Самым удивительным открытием проведенного исследования, длившегося на протяжение трех лет, стало доказательство того, что динозавры могли охлаждать свой мозг.

- Сеть вен и артерий в их голове оказалась очень сложной: они постоянно друг с другом сообщались, как система железнодорожных путей. Возможно, кровь могла течь в разных направлениях и перераспределяться, сохраняя оптимальную температуру мозга животного. Например, нагрелось у анкилозавра темечко, а сосуды теплую кровь быстро отвели, создав эффект экранирования - будто бы динозавр надел панамку от солнца, - говорил исследователь Иван Кузьмин.

При этом мозг трехметрового анкилозавра весил не более 26,5 грамма, а размером был не более двух грецких орехов. С точки зрения эволюции, отмечают ученые, эти ящеры были достаточно успешными, хоть и «нюхали быстрее, чем думали». Тем не менее, просуществовали они на планете порядка 100 миллионов лет.

Теперь палеонтологам предстоит изучить ископаемые черепа других видов анкилозавров, чтобы проверить высказанные гипотезы.

Напомним, что ранее скелет настоящего тираннозавра был выставлен на продажу на еВау за $2,96 млн.