Posted 5 июля 2019,, 17:23

Published 5 июля 2019,, 17:23

Глотатели пустот: мозг не отличает жажду информации от поглощения фастфуда

5 июля 2019, 17:23
Независимо от того, полезна информация или нет, мозгу приятен сам процесс ее добывания, точно так же, как процесс поедания картошки фри или гамбургера

Знаменитая цветаевская строка: «Глотатели пустот, читатели газет!» окончательно перестала метафорой, обретя реальность.

Человеку свойственна не только любознательность, но и досужее любопытство. Как показывает новое исследование, наша жадность до информации сродни жадности до денег и фастфуда. И эпоха, в которую доступно любое знание, виновата лишь отчасти: на информационное обжорство нас толкает само устройство мозга.

Так же, как жадность до наживы и джанкфуда, желание поглотить как можно больше информации, выливающееся в торчание перед телеком или бесконечное прокручивание ленты соцсетей, не слишком полезно.

Те же пустые калории, как от картошки фри, только для мозга: короткое удовольствие, после которого чувствуешь изжогу и упадок сил. Так зачем нам все это?

Этим вопросом задались биологи из калифорнийского Университета Беркли. Проведя исследование, они обнаружили, что, независимо от того, полезна информация или нет, мозгу приятен сам процесс ее добывания, а при поиске задействуется тот же нейронный код, что и при поиске денег.

Решив выяснить, как любопытство выглядит внутри мозга, ученые при помощи аппарата МРТ сканировали мозг добровольцев, которые принимали участие в лотерее. В ходе игры участники должны были определиться, какую сумму денег они готовы пожертвовать, чтобы получить более подробную информацию о своих шансах на выигрыш. Сканируя мозг, ученые увидели, что доступ к информации активизировал полосатое тело и вентромедиальную префронтальную кору — области, которые производят гормон дофамин.

Дофамин — это нейромедиатор, который участвует в «системе вознаграждения» мозга и вырабатывается в ответ на приятные ощущения: от еды, от секса и т.д. Исследователи также обнаружили, что мозг, по-видимому, использовал один и тот же тип нейронного «кода», когда реагировал на вопрос о сумме денег и получал информацию о шансах на выигрыш в игре.

Вероятно, эволюция сделала процесс получения информации приятным для того, чтобы у наших предков был стимул, узнавая новое, повысить свои шансы на выживание. Но нам-то уже не надо выживать. Остается лихорадочно проверять уведомления на телефоне и проматывать ленту фейсбука, кормя свою зависимость.