Posted 5 апреля 2021,, 15:25

Published 5 апреля 2021,, 15:25

Планетологи, наконец, объяснили природу «пауков с Марса»

5 апреля 2021, 15:25
Фото: NASA
Более двух десятилетий назад появились первые спутниковые снимки с изображением южного полюса Красной планеты, испещренного «паучьим» узором. И вот наконец ученые объяснили, откуда на Марсе аранеформы – напоминающий пауков орнамент.

По имеющимся данным, марсианская атмосфера содержит более 95% углекислого газа (CO2), поэтому большая часть льда и инея, которые образуются вокруг полюсов планеты зимой, также состоит из CO2. В более ранних исследованиях ученые предположили, что «пауки» на Марсе могут образоваться весной, когда солнечный свет проникает сквозь полупрозрачный слой состоящего из углекислого газа льда и нагревает землю под ним. Нагрев приводит к сублимации льда – процессу, при котором твердое вещество превращается непосредственно в газ, минуя жидкую стадию. При этом лед трескается, и газ выходит через трещины, оставляя после себя зигзагообразные узоры, напоминающие паучьи лапки.

Планетологам Открытого университета Англии удалось экспериментально проверить эту гипотезу, используя устройство под названием «камера моделирования Марса», сообщает Live Science. Ученые создали в лабораторных условиях мини-версию «пауков» (реальные достигают в поперечнике 1 километра), поместив внутрь камеры частицы осадочных отложений, а затем опустив на них кусок сухого льда. Когда холодный лед соприкасался с гораздо более теплым слоем марсианских отложений, часть льда мгновенно превращалась из твердого в газ, образуя паучьи трещины в местах, где выходящий газ просачивался сквозь лед.

Хотя эти эксперименты не являются окончательными, они дают первые доказательства того, откуда взялись «пауки» на Марсе.

Исследование опубликовано в журнале Scientific Reports.