Posted 4 декабря 2018,, 14:13

Published 4 декабря 2018,, 14:13

Modified 7 марта, 16:25

Updated 7 марта, 16:25

Еще одна "реформа" по-живому: сочинскому Дендрарию грозит исчезновение

Еще одна "реформа" по-живому: сочинскому Дендрарию грозит исчезновение

4 декабря 2018, 14:13
Министерство природных ресурсов передало четыре природных объекта, ранее входивших в Сочинский национальный парк в управление дирекции «Кавказского заповедника». Среди них самый известный дендрарий России. Это не только визитная карточка Сочи, место очень популярное у туристов, но и уникальный субтропический парк.

Сейчас в парке реализуется несколько научных программ, работают профессиональные дендрологи, усилиями сотен человек обрабатывается территория. Но уже со следующего года все будет иначе. Ученые опасаются, что город и страна со временем потеряют уникальные территории и надеются, что Минприроды ещё сможет отменить свой приказ. Почему решение министерства может стать губительным для природы Сочи разбиралась Софья Русова:

Если героиня фильма «Москва слезам не верит» утверждала, что «В Сочи хоть раз в жизни отдыхает каждый человек», то в «Дендрарии» был хоть раз в жизни почти каждый, побывавший в Сочи. Сейчас по приказу Минприроды из состава Сочинского национального парка вывели дендропарки «Дендрарий» и «Южные культуры». Уникальные инновационные программы «Выявление древесных растений мировой дендрофлоры, перспективных для влажных субтропиков России» и «Интродукция и акклиматизация древесных и кустарниковых видов в условиях влажных субтропиков России» не имеют аналогов в отечественной науке. Ученые считают, что дирекция Кавказского заповедника, в чье подчинение они перешли, не будут заниматься этими направлениями, а сотни людей останутся без работы.

19 марта появился приказ Минприроды о реорганизации «Кавказского государственного природного биосферного заповедника имени Х.Г. Шапошникова» и «Сочинского национального парка». Это должно выразиться в административном присоединении нацпарка к заповеднику. При этом, права и обязанности нацпарка предлагается передать заповеднику, а на месте двух отдельных структур – создать объединенную дирекцию двух особо охраняемых природных территорий «ФГБУ «Заповедный Кавказ». Учредитель новой дирекции – Минприроды России. До 1 июня 2018 года директор заповедника Сергей Шевелёв должен был представить в министерство изменения в уставе учреждения. Но что-то пошло не так. Возможно, Минприроды остановил шквал критики со стороны научного сообщества, который был вызван этим решением об объединении. Тем более, что Сочинский национальный парк в этом году отметил своё 35-летие. Это название он получил в 1983 году, став первым национальным парком России.

После длительной работы в недрах ведомства в октябре появляется приказ об отмене приказа об объединении. Однако в нём же говорилось, что в ведение Кавказского заповедника относятся территории, занимаемые дендрологическим парком федерального значения «Дендрарий», парком «Южные культуры», базой отдыха «Ореховая роща», и государственным природным заказником федерального значения «Приазовский», которые раньше входили в национальный парк. Такое решение Минприроды несколько напоминает утешительный приз, который выдали дирекции заповедника из-за несостоявшегося объединения.

В конце ноября появился ещё один приказ, в котором говорится, что до 10 декабря отделы сочинского нацпарка должны покинуть занимаемые помещения и перебраться в другие, по словам сотрудников парка, абсолютно неудобные. Например, согласно приказу, заместитель директора по общим вопросам, транспортный отдел, отдел охраны труда и пожарной безопасности переезжает в помещение гаражного типа, а нижне-сочинское участковое лесничество – в здание общежития. В одном из небольших зданий на Московской, 21 будут ютиться и центр восстановления популяции леопарда на Кавказе, и отдел охраны животного мира, и заместитель директора по охране окружающей среды и экологической безопасности, и замдиректора по экологическому просвещению и туризму со всем своим отделом, и управление экономики и финансов с управлением государственных закупок.

Другая не менее острая проблема – массовые увольнения сотрудников парков. Сейчас работу и поддержание «Дендрария» и «парка Южных культур» обеспечивают примерно 250 сотрудников. На собрании с работниками Сочинского национального парка представители Кавказского заповедника сообщили, что всем этим людям придется уволиться для того, чтобы потом некотором может быть быть принятыми на работу в заповедник. Далеко не всем. Представители заповедника проговорились, что, по их мнению, будет достаточно 35 штатных единиц. По существующим нормам, только для обслуживания самих коллекций требуется не менее 6 человек на 1 гектар, а кроме них – охрана, кассиры, контролеры...

Известный ученый, доктор биологических наук, заслуженный эколог России, президент Герпетологического общества (научное общество, объединяющее специалистов по изучению земноводных и пресмыкающихся России и сопредельных стран) при РАН Борис Туниев рассказал «Новым Известиям» о ситуации с присоединением парков к Кавказскому заповеднику.

- Сколько лет нацпарк занимался территориями, которые теперь отошли заповеднику?

- Оба парка были восстановлены за счет сил Сочинского национального парка. Если парк «Дендрарий» находился в относительно благополучном состоянии, то парк «Южные культуры» пережил два сокрушительных удара смерчей, и оказался в крайне бедственном, запущенном положении. Усилиями нацпарка была полностью проведена реконструкция: реконструированы пруды, причем много времени потратили на вылов краснокнижных колхидских черепах, чтобы обратно вернуть их в эти пруды. Изменялась и сама коллекция. В «Южных культурах» растет тайвания, это единственная дендроколлекция в России, в бывшем СССР, где растет дерево, родом с острова Тайвань. Там находится самая крупная роща эвкалипта в России, в том числе и часть эвкалиптов, которые выращены из семян, полученных нами, настоящее перечное дерево растет – то самое, которое дает душистый перец для кулинарии. И многое другое. Парк «Дендрарий» был так же полностью реконструирован за счет нацпарка. До Олимпиады мы сделали реконструкцию не только всех сооружений, строений дорожек, но и существенно обновили коллекцию. Усилиями нацпарка был открыт в вилле «Надежда» музей Худекова, основателя «Дендрария».

- Какая научная деятельность велась в парках?

- В них непрерывно велась различная научная работа. Многие годы на их территориях проходили научные исследования по теме «Сохранение и пополнение коллекционных фондов растений парков «Дендрарий» и «Южные культуры» по программе, утвержденной Минприроды России на 2016-2020 годы. Сейчас мы начали подбор по аналогичным местам произрастания – где климатические условия похожи на сочинские – по всей планете: Африке, Южной Америке, Австралии – тех видов, древесных, кустарниковых пород, которые возможны у нас для интродукции. Чтобы расширить и обогатить ассортимент растений, чтобы в Сочи были не только одни магнолии и кипарисы. И даже в сложившихся условиях мы не имеем права прекращать утвержденные Министерством исследования и понимаем их важность. Ведь их результаты могут быть тиражированы и для соседних регионов Черноморского побережья, Абхазии и Грузии. Вот это все оказалось под вопросом в связи с передачей парков заповеднику.

- Я слышала, что люди пишут о массовом увольнении...

- 14 декабря мы теряем ведение парками, а штатное расписание в заповеднике появится только 25 декабря. Люди должны быть уволены и потом может быть кого-нибудь примут обратно. На том собрании, которое провел директор заповедника было сказано, что вы все будете уволены, а принять мы сможем только 35 человек. Как эти 35 человек физически смогут вести дела? В Кавказском заповеднике есть люди, которые в ужасе от происходящего. Они понимают, что какое-то время эти парки по инерции просуществуют, а дальше пойдет неизбежная их деградация, потому что не будет тех людей, которые знают, как за ними ухаживать. Весь цинизм в том, что эти парки, которые мы восстановили, теперь вдруг почему-то отдаются директору Кавказского заповедника.

- Эти парки приносили прибыль?

Казус этой ситуации в том, что отбирая эти парки, в первую очередь «Дендрарий», нас лишают основного источника внебюджетного дохода. Нас выгоняют и из зданий, причём здание в «Дендрарии» вообще было зданием института. Сейчас научный отдел загоняют туда, куда мы не помещаемся. Никаких субсидий нам министерство не дает на аренду других помещений. Просто выгоняют и все. Бюджетная сфера и так очень ужата, а доход от Дендрария помогал нам делать различные приобретения, вести издательскую деятельность, и весь премиальный фонд так или иначе складывался оттуда. Представьте – у меня лаборант получает 12 тысяч рублей. Дело дошло до абсурда, они вдруг захотели забрать библиотеку, которая по их мнению принадлежит парку «Дендрарий».

Судя по планами Минприроды, можно с большой долей вероятности предположить, что вывод дендрологических парков «Дендрарий» и «Южные культуры» из состава Сочинского национального парка приведет к срыву ведущихся много лет научных программ. И тут дело не только в том, что в одночасье уволят десятки людей. Главное в другом. С высокой долей вероятности у “мирового курорта”, как часто любят называть чиновники Сочи, не останется одного из его главных символов – знаменитого «Дендрария» с уникальной коллекцией растений. Опасения, что со временем он будет частью распродан, а частью – превращен в разновидность “парка культуры и отдыха” – с рулонными газонами, однотипно подстриженными кустами и бесхитростными развлечениями для отдыхающих, зная российские реалии, вполне обоснованы.

"