Posted 3 февраля 2022,, 10:30

Published 3 февраля 2022,, 10:30

Дуг Олсон излечился от рака и теперь бегает полумарафоны

Nature: первые пациенты, получившие революционную терапию, излечились от рака крови

3 февраля 2022, 10:30
Фото: The Guardian
Дуг Олсон излечился от рака и теперь бегает полумарафоны
В журнале Nature опубликована статья ученых из Пенсильванского университета в Филадельфии, сообщивших об обнадеживающих результатах революционного лечения рака крови, пишет The Guardian.
Рак

Два первых пациента спустя 10 лет после начала лечения не имеют ни одного признака рецидива болезни, зато все еще имеют в организме клетки, убивающие рак. Это свидетельствует о том, что CAR Т-клеточная терапия может считаться лекарством от некоторых видов рака крови.

В чем суть CAR T-клеточной терапии? CAR означает «химерный антигенный рецептор» (chimeric antigen receptor). Т-клетки – тип белых кровяных телец, которые могут распознавать и уничтожать чужеродные клетки, в том числе раковые клетки, однако, поскольку рак хорошо уклоняется от иммунного обнаружения, они часто промахиваются. Индивидуальные CAR-Т-клетки сконструированы путем генетической инженерии таким образом, чтобы лучше выявлять раковые клетки. В ходе испытаний терапия показала себя чрезвычайно успешной: ремиссии достигли даже пациенты, которым оставалось жить несколько месяцев.

Два первых пациента, которые живы и не имеют признаков рака спустя более 10 лет, к началу терапии в 2010 году страдали хроническим лимфоцитарным лейкозом. Через несколько месяцев они достигли полной ремиссии, все признаки и симптомы лейкемии исчезли. Один из этих пациентов, Дуг Олсон, после излечения даже начал бегать полумарафоны. Когда исследователи изучили кровь, они идентифицировали CAR-Т-клетки, которые все еще были способны размножаться и убивать раковые клетки, а также другие клетки, помогающие формировать иммунные реакции.

Ученые говорят, что пока неизвестно, исчезли ли все раковые клетки уже в первые недели лечения, или же они продолжают появляться и умирать до сих пор. Ясно одно: CAR Т-клетки сохраняются и продолжают выполнять свою миссию.

Авторы исследования утверждают, что поражены тем, насколько успешным оказалась терапия. Хотя она эффективна не у всех пациентов и не при всех типах рака, а кроме того, пока очень трудоемка и дорогостояща.

CAR-Т-клетки второго поколения, разработанные для распознавания и лечения солидных опухолей, сейчас проходят клинические испытания, в том числе у пациентов с лейкемией, в Калифорнийском университете.