Posted 2 апреля 2020,, 14:47

Published 2 апреля 2020,, 14:47

Modified 7 марта, 15:06

Updated 7 марта, 15:06

Цитокиновый шторм: ученые выяснили, почему COVID-19 губит молодых и здоровых

Цитокиновый шторм: ученые выяснили, почему COVID-19 губит молодых и здоровых

2 апреля 2020, 14:47
Пациентам, зараженным коронавирусом, часто вредит их собственная иммунная система, которая следом за инфекцией атакует и сам организм
Сюжет
Болезни

Средний возраст людей, ставших жертвами коронавируса, молодеет, и все чаще в применении к этим случаям звучит выражение «цитокиновый шторм». О том, что это такое, пишет New York Times.

Ирина Зиганшина

Когда организм впервые сталкивается с вирусом или бактерией, иммунная система активизируется и начинает бороться с «захватчиком». Рядовые в этой борьбе – молекулы, называемые цитокинами, благодаря которым клетки получают сигнал о том, что необходима ответная реакция.

Как правило, чем сильнее иммунный ответ, тем больше шансов победить инфекцию, – это отчасти объясняет, почему дети и молодые люди менее уязвимы для коронавируса. Как только враг побежден, иммунная система отключается.

Однако есть пациенты – по некоторым данным, среди тех, кто борется с любой серьезной инфекцией, их бывает до 15%, – чья иммунная система продолжает бороться и после того, как вирус уже обезврежен. Цитокины продолжают высвобождаться, атакуя множество органов, включая легкие и печень, и изнуряя организм.

Иными словами, главную опасность для таких пациентов представляет не вирус, а чрезмерная реакция их организма, и закончиться все это может смертью. Цитокиновый шторм настигает людей любого возраста, однако некоторые ученые считают, что именно этот феномен может объяснить, почему среди жертв эпидемий «испанки», атипичной пневмонии, БВРС и нынешнего COVID-19 так много молодых и здоровых людей.

Этот неконтролируемый всплеск иммунных молекул, зачастую приводящий к фатальному отключению органов, помимо цитокинового шторма, называют также гиперцитокинемией и цитокиновым каскадом. В последние дни эти слова звучат все чаще, однако еще недавно далеко не все врачи были знакомы с этим состоянием и не знали, как его лечить.У пациента, борющегося с цитокиновым штормом, может быть учащенное сердцебиение, лихорадка и падение кровяного давления.

Кроме того, анализ крови может показать повышенные уровни таких маркеров, как интерлейкин-6, интерлейкин-1, С-реактивный белок и фактор некроза опухоли-альфа. Через некоторое время цитокиновый шторм становится очевидным. Но чем раньше врачи поймают его и вылечат, тем больше шансов, что пациент выживет: если начать лечение слишком поздно, состояние может выйти из-под контроля.

Существует относительно простой, быстрый и доступный тест, который может определить, подвергся ли организм пациента цитокиновому шторму, – это биохимический анализ на ферритин. Высокие уровни этого белка могу быть показателем воспалительного заболевания. Если врач имеет основания предполагать, что налицо цитокиновый шторм, он назначает лечение.

Во время нынешней эпидемии коронавируса уже было описано несколько случаев молодых пациентов в Китае и Италии с цитокиновым штормом, иммунную систему которых «успокаивали» препаратом под названием тоцилизумаб.

Классический пример, описанный в журнале Annals of Oncology: после всего лишь двух доз препарата, с интервалом в восемь часов, лихорадка пациента быстро исчезла, уровень кислорода повысился, а сканирование грудной клетки показало, что его легкие очистились, ­– свидетельствует о том, что тоцилизумаб может быть эффективным противоядием от коронавируса у некоторых людей.

До появления COVID-19 тоцилизумаб использовался для лечения ревматоидного артрита и некоторых видах рака: он приглушает активность специфического цитокина под названием интерлейкин-6, который связан с чрезмерно интенсивным иммунным ответом.Сейчас уже как лекарство от COVID-19 тоцилизумаб проходит клинические испытания в Китае (где его уже одобрили для лечения серьезных случаев) и США.

Также ученые тестируют другие препараты, которые могут быть полезны прицитокиновых бурях, например анакинру, гидроксихлорохин (тот самый препарат от малярии, который на минувшей неделе нам представили как изобретение российских медиков) и кортикостероиды.

Последние, однако, известны тем, что подавляют иммунный ответ целиком, а это опасно, поскольку оставляет пациента беззащитным перед другими инфекциями, а они вероятны, особенно в больнице.

Цель успешного лечения при цитокиновых бурях – установить правильный баланс: подавить чрезмерно буйный иммунный ответ, сохранив при этом иммунитет достаточно сильным, чтобы он мог бороться с вирусом. Как показывает опыт, это достаточно сложно из-за индивидуальных реакций пациентов: например, некоторые больные коронавирусом не показали никаких улучшений от терапии тоцилизумабом. Испытания должны показать, на каких пациентах препараты работают.

"