Posted 1 апреля 2021,, 11:03

Published 1 апреля 2021,, 11:03

Ученые создали ксеноботов – живых роботов из клеток кожи, умеющих чувствовать

1 апреля 2021, 11:03
Фото: yellrobot.com
Микроскопические живые роботы, материалом для которых послужили клетки кожи лягушачьих эмбрионов, способны чувствовать, питаться и самоисцеляться.

Чтобы создать крохотных роботов, исследователи из Университета Тафтса в Массачусетсе извлекли ткани из 24-часовых эмбрионов африканской шпорцевой лягушки с когтями (Xenopus laevis). После минимальных манипуляций клетки сформировались в сферические структуры диаметром от четверти до полумиллиметра, сообщает New Scientist. Первый эксперимент по созданию ксеноботов завершился в прошлом году. Сейчас ученые представили усовершенствованный вариант.

Ксеноботы живут десять-четырнадцать дней, умеют плавать и ходить благодаря напоминающим волосы структурам на своей поверхности и способны ощущать окружающую среду: при воздействии синего света они краснеют. По словам ученых, главный вывод эксперимента в том, что «когда вы освобождаете клетки кожи от их нормального контекста и даете им шанс переосмыслить свою многоклеточность, они могут строить другие вещи, чем то, что обычно строят. Одна из самых захватывающих вещей здесь – пластичность. Идея о том, что даже нормальные клетки, не генетически модифицированные, с нормальным геномом лягушки, на самом деле способны строить что-то совершенно другое».

Ксеноботы работают в роях – то есть сообществах роботов, способных выполнять определенную задачу. Они экологичны, поскольку созданы из клеток и в конечном итоге полностью биоразлагаются. Поэтому в перспективе их можно будет использовать для сбора микропластика в океане или для доставки лекарственных веществ в ткани человеческого организма.

Предыдущие попытки создания живых роботов, например таракана с беспроводным управлением, подразумевал манипулирование животными, а подобные действия вызывают вопросы об этичности. Ксеноботы в этом смысле беспроблемны: они состоят из клеток, у них нет нейронов, так что они не животные. Тем не менее сами исследователи затрудняются точно определить природу своего «продукта» – это нечто среднее между живым организмом и традиционным роботом.

Исследование опубликовано в журнале Science Robotics.