Posted 31 марта 2018, 18:59
Published 31 марта 2018, 18:59
Modified 7 марта, 16:58
Updated 7 марта, 16:58
Операция против братьев Магомедовых и их коллег была масштабной. Сотрудники МВД, ФСБ и Росгвардии провели её в 25 субъектах России, в том числе, в Москве и Подмосковье. После оперативных мероприятий вместе с совладельцами группы "Сумма" Зиявудином и Магомедом Магомедовыми в пятницу был задержан и глава компании "Интэкс" Артур Максидов.
Против них возбуждено дело по двум статьям УК РФ: ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупном размере) и ст. 210 (организация преступного сообщества). Группу "Сумма" следствие считает преступным сообществом (преступной организацией), которое действовало под видом холдинговой компании. Эта ОПГ характеризуется, по его мнению, "четкой иерархической структурой, стабильным распределением преступных ролей, единым руководством". Основной вид деятельности "Суммы" по версии следствия "действия, направленные на хищение денежных средств юридических лиц, федерального и региональных бюджетов в особо крупном размере".
"Интэкс" — основанная в 2005 строительная компания, которая входит в группу "Сумма". Помимо нее в холдинг также входят совместное предприятие с "Транснефтью", которое контролирует Новороссийский морской торговый порт (НМТП), 25,07% в крупнейшем в РФ контейнерном операторе "Трансконтейнер" и 32,5% в головной компании холдинга FESCO — Дальневосточное морское пароходство. Кроме того, "Сумме" принадлежат почти 50% Объединенной зерновой компании, контроль в Якутской топливно-энергетической компании, а также инжиниринговый "Глобалэлектросервис", а так же строительная компания "Стройновации" и т.д., сообщает Интерфакс. В штате Группы "Сумма" числится более 10 тысяч сотрудников.
Зивудину Магомедову 49 лет, он дагестанец (этнический аварец), родился в Махачкале. В 1993 (по другим данным, в 1994) году он окончил МГУ и занялся бизнесом. Как писало издание Republic, в 1995 году братья Магомедовы купили банк «Диамант», который, возможно, занимался обналичкой (данные источников Forbes) и лишился лицензии в 2001 году. Председателем правления банка был Алексей Френкель, которого впоследствии осудили за организацию заказного убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова.
По оценкам Forbes, состояние Зиявудина Магомедова оценивается в $1,4 млрд долларов. Он ведет достаточно активную общественную деятельность: входит в попечительский совет клуба «Валдай», является партнером «Фонда поддержки олимпийцев России», членом попечительских советов нескольких вузов.
Ранее действия Магомедова уже привлекали внимание правоохранительных органов. Например, департамент экономической безопасности МВД возбуждал дело по факту мошенничества при покупке акций «Якутгазпрома», однако дело ничем не закончилось.
Магомедов — двоюродный брат еще одного известного российского бизнесмена, Ахмеда Билалова, который в 2013 году стал фигурантом уголовного дела в связи с работой его компании «Курорты Северного Кавказа». Однако в 2016 году СМИ сообщали, что уголовное дело было закрыто.
Сегодня защита Зиявудина Магомедова предлагала суду отпустить подзащитного под залог в сумму вменяемых ему хищений — 2,5 млрд руб. Но следствие привело довод, что у миллиардера был забронирован рейс на частном самолете в Майами, где он может скрыться, и суд арестовал его.
"Можно вспомнить только один прецедент, когда крупная российская компания объявлялась преступным сообществом – это дело ЮКОСа, - сравнивает масштаб проbсходящего телеграм-канал Bunin&Co. - Там любое хозяйственное решение, принятое в рамках своих полномочий руководителями компании, могло считаться частью преступного сговора. Теперь аналогичный подход применяется к "Сумме". Но в отличие от Михаила Ходорковского, братьев Магомедовых никто не мог обвинить в политической нелояльности. До этого момента конфликты с участием больших игроков решались более мягко.
Уголовное дело в Коми против менеджеров, близких к Вексельберг, было локализовано, не дошло до верха. Евтушенков отделался домашним арестом, а затем дело было прекращено. Теперь же широкие аппаратные связи Магомедовых стали не плюсом, а минусом, так как являются одной из мотивировок требования поместить их в следственный изолятор. В очередной раз меняются правила игры. Ресурсов становится меньше - борьба за них жестче. Главная текущая проблема – борьба вокруг формирования правительства. До задержания Магомедовых наиболее вероятным был сценарий сохранения Медведева на посту премьера. Сейчас шансы на это стремительно падают".
"Проблемы у Магомедова с точки зрения закона начались, когда он стал поддерживать дагестанских дальнобойщиков, - считает главный редактор радиостанции "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. - Я, собственно, тогда с ним и познакомился впервые. Вот помните, когда основную массу дальнобойщиков против "Платона", вот "Анти-Платон". У него начались политические проблемы, и ему говорили: "Ты чего делаешь, парень? У тебя, что всё в порядке в твоей компании, что ты их поддерживаешь?" Это были проблемы, и я про них знаю.
История номер два. - продолжает Венедиктов. - Магомедов – один из… если я скажу слово "спонсор", это неправильное слово – один из тех, кто составляет внутри олигархата базу Дмитрия Анатольевича Медведева через Аркадия Дворковича. Магомедовы и Билаловы поддерживали президента Медведева, они были сторонниками, в принципе, того, чтобы он шел на второй срок. Хотя политически Магомедов этим не занимался. Но, тем не менее, всем было известно, что их преференции лежали в области Медведева, его и Билалова. Ну, вы знаете историю с Билаловым перед Олимпиадой, когда он был вынужден бежать, распродать здесь всё.
И вот сейчас, я думаю, что атака такая публичная на Зию Магомедова, помимо того, что там может быть, конечно, и вывод денег и криминал – наши олигархи не самые чистые, - помимо этого, еще раз подчеркну, он медведевский олигарх. Это может быть подготовка к транзиту и дальнейшее ослабление Медведева. Вокруг него практически ничего не осталось: ни политиков – Суркова нет, Приходько скомпрометирован, ни крупных бизнесменов, таких, которые только с ним – Билаловы, Усманов перешел обратно… И когда в пятницу вечером приглашают на беседу, на опрос, а потом задерживают сначала на 48 часов, а теперь требуют вообще арестовать, – это же не случайно".
"Не случайно вчера по ТВ показали встречу главы "Транснефти" с Путиным, - пишет телеграм-канал ГазМяс. - Четкий сигнал, что с этой стороны поддержки не будет; Васильев-дагестанский жаловался на братьев за зубцы, что отказываются помогать; приняли всю верхушку холдинга. Отпускать не собираются, будут в СИЗО, пока всю структуру не разберут по частям".
"Как и писал ранее (ещё в январе, после начала чисток в Дагестане), "Сумме" надо было начинать волноваться уже тогда, - пишет телеграм-канал Соловьиные трели. - Потом был февраль, сделка по НМТП. Но не помогло: все равно пришли. Время выбрано идеально: Дворкович не поможет, Медведев вмешиваться не будет. Теперь все зависит от серьезности намерений".
"Могильные тектонические плиты над Россией пришли в свое движение, - пишет Анатолий Несмиян. - Был задержан один из многочисленных братьев Магомедовых - финансовой опоры медведевской группировки...Здесь показательно, что драка за премьерское кресло, а значит, и за скудеющие потоки, идет уже практически в открытую. Нет времени на сложные комбинации, заходят сразу с козырей и джокеров. В общем-то, совершенно логично, если учесть, что сейчас речь идет о выживании каждого конкретного клана в условиях наступающего коллапса. Тот, кто встретит этот коллапс с наименьшим ресурсом, того и съедят в ходе всевозможных сдвигов, трансформаций и "транзитов"...Времени уже нет, поэтому вместо обычных аппаратных игр под ковром идет открытая война с арестами, задержаниями, обысками в 170 местах. "...
"Также появилась информация о том, что у ФСБ есть доказательства незаконной деятельности Александра Будберга, - пишет Владислав Булахтин. - Он является мужем пресс-секретаря Медведева Тимаковой.".
"Никогда не радуюсь арестам. Будь это хоть Шакро Молодой, хоть полковник Захарченко, хоть генерал Сугробов. Ибо в таких арестах мало справедливости: одна группировка оказалась сильнее другой, и кого-то решили списать. И сидеть они будут не по закону, не на общих условиях, а в зависимости от их дальнейшей полезности. Но вот в связи с задержанием Магомеда Магомедова, брата Зии, испытываю чувство глубокого удовлетворения, - пишет Ольга Романова. - Думаю, что реально его посадить будет очень непросто. Но этот человек сам много кого посадил в борьбе за собственность и активы. Когда говорят про кого-то - "его заказали", я представляю себе Магомеда Магомедова в роли конечного благополучателя. Слишком часто видела в делах его след. Просто хочу, чтобы вы тоже знали".
"Откровенно говоря, к Зии давно подбирались, просто не было политической воли, от чего ему сносило крышу. Сенсационного ничего тут нет", - считает Кирилл Шулика.
"НИ" попытались проверить подозрения экспертов об атаке на премьера Медведева. Наши источники говорят, что они далеки от истины, что никто в высших эшелонах власти хитроумных интриг против Дмитрия Медведева не планировал. А вот к хозяйственной деятельности братьев Магомедовых и их партнерам претензий и обид хоть отбавляй. Они касаются и сделки по продаже Новороссийского порта "Транснефти", и строительства стадиона в Калининграде, и агрессивных способов ведения бизнеса в целом.
Рассматривать задержание Магомедова исключительно как сигнал или черную метку Дворковичу, Шувалову или Медведеву не стоит, считает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
– На Магомедове, "Сумме" и Шуваловых давно пробы ставить негде. Они замешаны в таком количестве коррупционных скандалов, наверное, проще сказать, где их следов нет. Что касается господ Магомедовых, которых небезосновательно причисляют к близким знакомым и друзьям Дворковича, то за ними предположительно целый шлейф коррупционных и экономических преступлений. Срыв строительства стадиона в Калининграде – только малая часть, которая, тем не менее, бьет по имиджу и власти, и страны в целом.
До этого была куча выигранных строительных подрядов, нерыночная приватизация "ОЗК", предположительно махинации в НМТП – не перечесть "подвигов", которыми прославились Магомедовы. Еще одна цепочка ведет в Дагестан. В свое время два клана сражались друг с другом за первенство в регионе – это клан Керимова и клан Магомедовых. Предыдущий глава Абдулатипов был ставленником Магомедовых, а до этого Магомедсалам Магомедов был ставленником Керимова и его клана. Керимов имел планы на приватизацию Махачкалинского порта, махачкалинского аэропорта и значительных земельных участков. Этим обусловлено вливание больших денег в клуб "Анжи", это создание благоприятной социальной атмосферы. Как только стало понятно, что Керимов проигрывает, он обрубил финансирование и вышел из всех проектов. Магомедовы тогда одержали победу, но антикоррупционная зачистка в Дагестане вывела силовиков и следователей на след Магомедова. А Калининград и "Балтика арена" – одна из цепочек, но она далеко не полная, проводить обыски и выемки по 170 точкам, что было сделано вчера, ради одного стадиона в Калининграде – нонсенс.
Нужно понимать, что ОПГ – это еще и создание преступных схем по выводу денег, уклонению от уплаты налогов, а, может быть, получение прибыли за счет создания выгодных условий для своих предпринимателей за счет других. Так было с приватизацией ОЗК, на которую претендовали шесть компаний и среди них наверняка были те, которые предложили большую сумму за актив, нежели Магомедовы. Но компании были либо отсечены, либо по каким-то причинам не допущены к торгам, а Правительство выбрало группу "Сумма". Вторую часть пакета, принадлежащую государству, лоббировал продать сумме лично Шувалов. Поэтому действия Магомедова вполне могут попасть под статью о создании ОПГ.
Важно смотреть, что будет дальше. Скорее всего, Магомедова оставят под стражей или арестуют на два месяца, а дальше начнется торг, связанный с информацией на высших должностных лиц. И я не уверен, что Магомедов будет долго молчать. Потому что ему, вероятно, нет никакого смысла покрывать Дворковича или Медведева, которых в новом составе Правительства, скорее всего, не будет. Поэтому я полагаю, что мы узнаем много интересных подробностей,- приводит мнение эксперта портал Накануне.RU.