Posted 30 марта 2008,, 20:00

Published 30 марта 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 08:00

Updated 8 марта, 08:00

Их томатный спонсор

Их томатный спонсор

30 марта 2008, 20:00
В пятницу министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев рассказал о незавидной доле своих подчиненных, вынужденных бороться с уличными экстремистами. Он пожаловался представителям зарубежных спецслужб на то, что хулиганы все чаще используют для своих противоправных действий «новую тактику» в виде флэш-мобов. Министр поведа

Глава МВД РФ Рашид Нургалиев в пятницу выступал в Ханты-Мансийске на седьмом Совещании руководителей спецслужб и правоохранительных органов. По сообщениям информационных агентств, он заявил коллегам из нескольких десятков стран, что «хулиганствующая молодежь под вывеской экологических, гуманитарных и различных псевдоправозащитных организаций» переходит к новой тактике – флэш-мобу. Такой вывод г-н Нургалиев сделал на основании анализа событий в ряде стран мира. Он пояснил, что флэш-моб является тактическим приемом, когда участники противоправных акций конспиративно собираются в одно и то же время в заранее обусловленном месте и по единому сценарию совершают определенные действия, после чего быстро покидают место акции. По словам министра, силам антитеррористической коалиции необходима упреждающая информация для своевременного принятия превентивных мер в отношении экстремистских организаций и группировок. «Это особенно важно, так как подобные акции причиняют значительный ущерб зданиям, коммуникациям, машинам экстренных служб, общественному и частному транспорту, нарушают права и свободы граждан», – отметил министр.

На самом деле в мире и в России больше всего распространены развлекательные, шуточные флэш-мобы. Например, в торговом центре Омска 40 человек молча сели на пол и пять минут завязывали шнурки, а в Нижнем Новгороде люди ходили возле памятника Минину и уговаривали его не уезжать в Москву. Иногда, впрочем, молодежь просто собирается, чтобы нетривиальным способом выразить свой протест.

В марте студенты Российской академии музыки имени Гнесиных, протестуя против выселения их из общежития, собрались в одном из торговых центров столицы и внезапно принялись играть на своих инструментах. Акция закончилась внезапно: они просто убрали инструменты в чехлы и быстро разошлись. Флэш-моб может иметь и политический подтекст. Например, когда лидер Санкт-Петербургского «Яблока» Максим Резник сидел в СИЗО, его сторонники собрались на Исаакиевской площади, молча выстроились в большой круг в сквере напротив прокуратуры и начали одновременно читать газеты со статьями про оппозиционера. Это безобидные акции. Флэш-мобы устраивают не только оппозиционеры, но и представители проправительственных молодежных движений.

Как отметил г-н Нургалиев, в арсенале экстремистских групп есть и другая тактика провоцирования правоохранительных органов, в том числе и прямого противодействия. «Например, так называемая «Балтимор» – в этом случае на одежду некоторых из участников акции наносятся кетчуп или иные красители, имитирующие кровь. Затем перед окружающими и представителями СМИ участники акции демонстрируют одежду, рассказывая о побоях, якобы нанесенных сотрудниками правоохранительных органов», – сказал глава МВД. По его словам, есть еще приемы, когда, например, впереди толпы митингующих за вознаграждение выставляются пожилые люди. По сведениям министра, такая тактика на сленге митингующих обозначается термином «Шапокляк». «Или несовершеннолетние подростки, так называемый «Киндер-сюрприз», – сказал министр. Он добавил, что эти и другие тактические приемы были изучены в МВД.

Оппозиционеры говорят, что никогда ничего подобного на акциях не видели и воспринимают подобные заявления как «государственную пропаганду». «Мы не первый раз сталкиваемся с такими пропагандистскими страшилками, которые власти используют, чтобы сформировать общественное мнение», – сказал «НИ» лидер «Молодежного «Яблока» Илья Яшин. По его словам, для человека, который хоть раз был на оппозиционном митинге, очевидно, что это полное вранье. «Таким образом прикрываются очень жесткие действия сотрудников милиции по разгону зачастую даже санкционированных акций, – продолжает он. – Сейчас власть делает все, чтобы жестко ограничить наше право на уличную политику». Г-ну Яшину высказывания министра напоминают то, что происходит в Белоруссии, где «после каждого разогнанного митинга любят показать по телевизору омоновца, которого побили бабушки своими клюками». Лидер молодежного движения «Оборона» Олег Козловский признался «НИ», что за 8 лет своей политической деятельности он ни разу не видел «никакого кетчупа на акциях». «Я не представляю себе, как можно выставлять старушек впереди оцепления, это что, солдатики какие-то, которых выставляют, потом убирают? – сказал г-н Козловский. – Это военизированное, солдафонское мышление. Вот есть старушка, ее поставили и сказали: «Избей омоновца». Это абсурд». По его мнению, это либо полное непонимание ситуации, либо правоохранители пытаются «продемонстрировать коварство и подлость оппозиции», а милиция все «доблестно разоблачает».

Вместе с тем участники уличных акций могут припомнить, как они сами становились жертвами провокаций. Как писали «НИ», во время одиночных пикетов в защиту Максима Резника возле Генпрокуратуры и МВД РФ к оппозиционерам пристраивались неизвестные с плакатами, превращая одиночный пикет в митинг. После этого милиционеры моментально задерживали активистов за несанкционированную акцию. Как вспомнил Илья Яшин, на один из «Маршей несогласных» пришли несколько провокаторов, которые перед камерой развернули плакат в поддержку Березовского.

"