Posted 30 января 2005,, 21:00

Published 30 января 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Михаил Федотов

Михаил Федотов

30 января 2005, 21:00
Добро пожаловать в волчью яму

Ровно месяц в стране действует пресловутый закон № 122-ФЗ, известный под именем закона о монетизации льгот. Конечно, и называется он иначе, и не исполняется вовсе не потому, что этому препятствуют акции протеста, прошедшие более чем в 80 российских городах. Наша власть прекрасно умеет не обращать внимания и на крики возмущенных пенсионеров, и на дипломатичные резолюции международных организаций. «Что случилось с вашими пенсионерами?» – «Они вымерли». И так запросто может случиться, если власть не поймет, что с избирателями следует обращаться по-людски даже в период между выборами. А это значит, что с ними нужно советоваться, причем до принятия решения, а не после. Конечно, не с каждым в отдельности и не со всеми вместе. На то в демократическом обществе есть политические партии, которые обеспечивают сочетание интересов различных слоев общества путем участия в открытой политической конкуренции.

В России сегодня партий не осталось. Кремлевские политтехнологи, не брезгуя методами спецслужб, сделали все, чтобы измельчить и маргинализировать фланги политического спектра, а весь центр занять сводным отрядом бюрократии. Подобная политическая система, существовавшая, кстати, в ГДР и других «странах народной демократии», хороша лишь в качестве декорации, прикрывающей тоталитарный или авторитарный режим. И, как всякая декорация, она очевидна в своей непрактичности и «невсамделишности». Ведь никому в голову не придет на входе в квартиру поставить театральную бутафорскую дверь вместо настоящей. Нам же предлагается водить хороводы вокруг кремлевской елки, не замечая, что это искусственное чудище наспех скручено из ветвей власти, отрубленных от конституционных корней их независимости.

Отсутствие политических партий и развитого гражданского общества – не только вина, но и беда нынешней власти. Не имея серьезных оппонентов, Кремль вынужден придумывать их, например, под именем внеконституционной Общественной палаты, в надежде, что она избавит его от позора учащающихся ошибок. Увы, даже если палата станет самым квалифицированным экспертным институтом в стране, что маловероятно, она не сможет заменить легитимных представителей избирателей в повседневном диалоге власти с народом. И прежде всего потому, что у нее не будет мандата избирателей, как и реальных способов остановить освященные президентским авторитетом тупиковые реформы вроде «административной» и «пенсионной». Вот почему вместо того, чтобы вести цивилизованный, аргументированный, предметный диалог с оппозицией в стенах парламента, власти приходится теперь объясняться с толпами стариков и старух, гремящих пустыми кастрюлями.

И это только начало. Немецкий государствовед Иеллинек еще в конце девятнадцатого века предупреждал: предоставленное благо порождает у благоприобретателя рефлексивные права на него, которые нельзя отнять без справедливой компенсации. Власть думала, что люди не заметят подвоха в тотальной замене реальных льгот на туманные «социальные гарантии». Но человек с улицы, прозябающий в районе прожиточного минимума, деньги в кошельке считать умеет. Пока он ощутил только утрату бесплатного проезда. По мере того, как будут обнаруживаться и другие потери, неминуемо умножатся акции протеста, становясь все более организованными и политически ориентированными. В такой ситуации власть была бы рада наложить мораторий на проклятый закон. Увы, это невозможно, так как на него уже завязаны все бюджетные отношения. Да, не рой другому яму...

Автор – министр печати РФ в 1992–1993 гг., секретарь Союза журналистов России.

"