Posted 29 ноября 2015,, 21:00

Published 29 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:15

Updated 8 марта, 03:15

Обезличенный терроризм

29 ноября 2015, 21:00
Чеченские парламентарии внесли на рассмотрение Госдумы законопроект о запрете упоминания в средствах массовой информации национальной или религиозной принадлежности лиц, причастных к терроризму. Инициатива вызвала неоднозначную реакцию как в федеральном парламенте, так и в медиа-сообществе.

Законодательное собрание Чечни представило проекты поправок в законы «О противодействии терроризму» и «О средствах массовой информации». По мнению республиканских депутатов, немалая доля успехов экстремистов на пропагандистском фронте связана с недостаточно эффективным информационным противодействием терроризму и с не всегда корректными сравнениями и выражениями, используемыми журналистами.

Чеченские законодатели считают неправильным называть членов запрещенной в России группировки ИГИЛ «исламскими террористами», «представителями «Исламского государства». Этим самым искажается истинная природа и суть ИГИЛ, которое на самом деле занимается зверствами и убийствами мирных граждан, разрушением святынь и архитектурных памятников, настаивают авторы законопроекта.

«Пропагандируемая ИГИЛ приверженность к исламу является приемом, заложниками которого в силу разных причин становятся непросвещенные граждане. ИГИЛ или любая другая террористическая организация, сеющая смерть и разрушения, не имеет никакого отношения ни к одной из признанных мировых религий, так как это противоречит убеждениям истинно верующего человека и основам подлинных религиозных знаний», – говорится в обращении чеченских парламентариев. Необходимость ограничить свободу распространения информации они обосновывают задачей по сохранению межнационального и межконфессионального согласия и мира.

Здравое зерно в идее чеченского парламента есть, заявил «НИ» зампред комитета Госдумы по безопасности Дмитрий Горовцов. Однако он признался, что пока не ознакомился с текстом законопроекта, и поэтому не может сказать, готов ли его поддержать. «Дьявол, как всегда, прячется в деталях», – заметил г-н Горовцов. Тем не менее шансы на одобрение инициативы он расценил как высокие.

Первый зампред комитета по информационной политике Андрей Туманов, с одной стороны, признает актуальность поднятой чеченскими властями проблемы, с другой – выступает против каких-либо дополнительных ограничений для прессы. «Спор о том, кого и как называть, ведется давно. Действительно, журналисты иногда действуют не совсем корректно. Но вряд ли здесь поможешь законом – это эрзац-решение проблемы», – сказал г-н Туманов в комментарии «НИ». По его мнению, в законодательство о СМИ в последнее время внесено достаточно запретительных мер, новых не требуется, а действовать необходимо более мягкими, воспитательными мерами.

«У терроризма нет национальности и религии, однако стоит признать, что в сознании большинства наших сограждан террористы исповедуют конкретную религию. Попытка выровнять этот дисбаланс введением запрета для журналистов ее указывать вряд ли приведет к желаемому результату, – полагает юрист Центра защиты прав СМИ Светлана Кузеванова. – У Роскомнадзора прибавится работы, а у СМИ – рисков быть привлеченными к ответственности. Но информационный фон при освещении террористических актов простым запретом не изменить». Проблема, скорее, лежит в плоскости соблюдения этических стандартов, а не в отсутствии необходимых правовых регуляторов, пояснила эксперт «НИ».

"