Posted 29 ноября 2010,, 21:00

Published 29 ноября 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 06:26

Updated 8 марта, 06:26

Что остается «за бортом»?

Что остается «за бортом»?

29 ноября 2010, 21:00
Вчерашнее заседание комиссии по модернизации в подмосковных Горках было посвящено не отдельным проектам, как обычно, а общим проблемам. А именно – барьерам, стоящим на пути внедрения инновационных проектов. Дмитрий Медведев предложил сделать в государственных закупках ставку на инновационную продукцию. Сейчас предпочте

Дмитрий Медведев, открывая заседание комиссии по модернизации, сразу предупредил, что собирается сконцентрироваться на огрехах действующего законодательства в сфере инновационной деятельности. По словам президента, нужно внимательно «смотреть на просвет» как многочисленные ведомственные документы, так и подзаконные акты. Медведев посетовал, что и российский, и иностранный бизнес не проявляют большого интереса к инновационной деятельности. Причина не только в том, что практически никаких налоговых льгот для тех, кто вкладывает деньги в модернизацию, нет. Так, много претензий оказалось к законопроекту о государственных закупках. За 5 лет в законопроект было внесено 19 пакетов поправок, но, похоже, лучше от этого он не стал. «Этот закон не ругает сегодня только ленивый», – пояснил президент. Главный минус его в том, что сейчас в проводимых конкурсах по закону необходимо ориентироваться на стоимость продукта. Чем он дешевле, тем лучше. Получается, что часто закупаются самые дешевые, но далеко не самые лучшие образцы. В то время как инновационная техника по причине ее дороговизны остается «за бортом».

По словам президента, лазейки в этом законе успели отыскать и коррупционеры. Если, по его данным, на откаты в этой сфере раньше жаловалось около трети представителей бизнеса, то через четыре года об этом говорила уже половина участников рынка. Президент предложил ввести специальные процедуры, которые будут регулировать закупки исходя из критерия инновационности продукта. Корректировке также необходимо подвергнуть таможенное и миграционное законодательство. Особое возмущение у президента вызвало нынешнее миграционное законодательство, регулирующее правила пребывания по служебным делам в нашей стране иностранцев. «Специалист-иностранец приехал в Россию, и он вправе находиться в стране только около десяти дней, – удивился президент. – Я не знал, честно говоря, об этой норме. Это что-то из области регулирования советского периода. Получается, что в каждом иностранце у нас видят человека, который приехал собирать информацию. То есть получается, что чем меньше он передвигается по российской территории, тем лучше. Пусть лучше сидит у себя в стране. А лучше вообще не приезжает».

С основным докладом выступила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. Сначала она подняла тему приватизации интеллектуальных активов, которые остались «бесхозными» на балансе у предприятий бюджетной сферы. Такие предприятия не заинтересованы во внедрении новых разработок. И, чтобы стимулировать процесс модернизации, необходимо отрегулировать механизм передачи права на изобретение тому, кто бы смог коммерциализировать проект. Министр предложила сначала предоставить право на получение патента государству, затем самому автору изобретения. Если же заинтересованности ни с одной стороны не последует, то за право на изобретение может вступить любой независимый участник.

«Право первой ночи у государства, затем у авторов», – решила пошутить министр. Дискуссию вызвало предложение Набиуллиной возвращать деньги структурам, которые не успели использовать их на реализацию проектов в отведенное время. Имеется в виду ситуация, когда структурам под конкретные проекты выделяются из бюджета деньги, которые они должны потратить в определенный промежуток времени. Если компания деньги не успевает потратить, то она должна вернуть их государству.

По этому поводу с ней не согласился министр финансов Алексей Кудрин, который отдавать деньги отказывался. Он заявил, что необходимо просто более качественно отбирать проекты, своевременно проводить тендеры. «Бюджет скоро превратится не в финансовый документ, а в список идей, – возмущался Кудрин. – То больше, то меньше денег нужно».

Медведев встал на защиту г-жи Набиуллиной. «Мы же не может подходить стерильно к ситуации, – пояснил он. – Почти все, что нужно тратить, закрывается декабрем месяцем. И такая тоскливая картина». Президент имел в виду, что структуры, не успевшие потратить деньги на конкретные проекты в отведенный срок, вынуждены лихорадочно «осваивать» их под конец года, чтобы не возвращать деньги в бюджет. Кудрин продолжал настаивать, что на 90% такие случаи – это следствие нарушения процедуры планирования. «Если мы это разрешим, то это усилит процессы «отката», – привел убедительный аргумент министр финансов. – И мы не успеваем уже даже это проконтролировать».

Дмитрий Медведев, устав дальше дискутировать со своим министром, который еще вдобавок докладывал все это монотонным голосом, остановил его. «Давайте побыстрее, а то еще несколько человек должны выступить и, кроме того, у меня завтра послание», – строго сказал президент. Но Кудрин все равно озвучил еще несколько замечаний по поводу других предложений. Дмитрий Медведев, выслушав все стороны, заявил, что общее поручение по реализации мер поддержки в инновационном секторе он сейчас подпишет, но затем необходимо учесть также и замечания министра финансов.

"