Posted 29 ноября 2006,, 21:00

Published 29 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

Скажи мне, кто твой враг

Скажи мне, кто твой враг

29 ноября 2006, 21:00
В настоящий момент в правительстве РФ рассматривается возможность почти в два раза увеличить штат Федеральной миграционной службы для ужесточения контроля за мигрантами. История показывает, что и при царях, и при генсеках чиновники не раз пытались решить национальный вопрос запретительными мерами. И каждый раз это толь

Сейчас в правительстве предлагают увеличить численность ФМС РФ сразу на 20 тыс. человек. В настоящий момент в этой службе работают около 30 тыс. сотрудников. Но более 90% этих людей трудятся в паспортных столах и визовых отделах. Новое пополнение должно заняться миграционным контролем. На практике специальные мобильные группы сотрудников ФМС будут выявлять нелегалов на улицах и рынках. Пока ловлей людей с не той внешностью занимаются простые милиционеры.

Таким образом, чиновники реагируют на обострение межнациональных отношений в стране, вылившееся в погромы в Кондопоге и «Русский марш» Движения против нелегальной миграции в День народного единства. Перед этим, в разгар ссоры с Грузией, ее граждан, бывших и настоящих, дружно депортировали на родину. А сейчас активно идет профилактическая зачистка рынков от инородцев. Некоторые ее результаты президент России даже был вынужден прокомментировать русской пословицей о «не очень умных людях», расшибающих свой лоб в служебном рвении. Но наша страна не в первый раз сталкивается с национальными проблемами, и каждый раз отечественные чиновники, будь то царские действительные тайные советники или советские секретари ЦК, применяют запретительные и карательные меры.

В царской России при всей ее довольно либеральной национальной политике самым притесняемым народом были евреи. В принципе, отдельные представители этого народа столетиями жили на территории России и воспринимались коренным населением не лучше и не хуже прочих «инородцев». Но после раздела Речи Посполитой в конце XVIII века ситуация резко изменилась. Российская империя в одночасье оказалась страной с самым большим еврейским населением в мире. Напуганное предпринимательской активностью новых подданных правительство установило «черту оседлости» – границу, восточнее которой евреям было запрещено селиться. «Черта оседлости» просуществовала до начала XX века и привела к тому, что часть евреев уехала в Америку, а часть подалась в ряды революционеров.

Российские немцы, положение которых в мирные годы было вполне привилегированным (достаточно посмотреть списки высокопоставленных царских чиновников и генералов), страдали во время мировых войн. В империалистическую 1914 года их объявили «гражданскими военнопленными», а в Великую Отечественную – выслали из Поволжья в Казахстан, поставив крест на идее создать свою автономию в составе России. В Среднюю Азию также выслали другие «неблагонадежные» народы – чеченцев, ингушей, крымских татар. Впрочем, там же оказались русские ссыльные, отбывшие сроки в ГУЛАГе, но лишенные права возвращаться на свою малую родину.

Кроме этого, в советских паспортах существовала графа «национальность», и пятый пункт мог определить судьбу человека. Крах СССР в 1991 году привел к отмене прописки, которая запрещала советским гражданам по своему усмотрению менять место жительства. Действующая Конституция РФ гарантирует любому человеку, который законно находится на территории страны, свободно перемещаться и выбирать место жительства. Конституция также запрещает любые ограничения и дискриминацию по признакам расы и места жительства. То есть любой гражданин любой национальности может жить в любой точке страны. Для большинства граждан и на большей части территории страны это действует. Но в России есть регионы, из которых невозможно выехать и в которые невозможно въехать. Можно сказать, что в нашей стране и сейчас действует своеобразная черта оседлости, пересекать которую представителям отдельных национальностей не рекомендуется.

Теперь главными преследуемыми стали представители кавказских народов. Председатель движения «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина говорит «НИ», что отношение местных властей к приезжающим чеченцам не меняется, несмотря на заверения федеральных властей, что никакой войны в Чечне нет. «К нам постоянно поступают жалобы – с работы увольняют, бизнес закрывают. Приходит сотрудник милиции к арендодателю и приказывает чеченцев не оформлять. Мы все время слышим фразу – мне чеченцы на участке не нужны». В последние месяцы, по словам правозащитницы, главным объектом преследования стали грузины: «Это фантастика. Граждан России грузинской национальности депортируют в Грузию!»

Если Чечня – это территория, запрещенная для выезда, то крупные города, и прежде всего Москва, это территория, куда запрещено въезжать. «Московский мэр Юрий Лужков систематически пытается реставрировать институт прописки, который он называет регистрацией», – говорит «НИ» руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. Преградой для мигрантов регистрация не стала, а стала одним из источников взяток для московской милиции. События в Кондопоге стали поводом для зачистки рынков от торгующих там мигрантов. А в Госдуму внесен закон, обязывающий администрацию продуктовых рынков отдавать минимум 20% торговых мест отечественным крестьянам и фермерам. Депутат Мосгордумы Сергей Митрохин рассказал «НИ», что этот закон приведет лишь к тому, что те же самые мигранты будут «за взятку покупать статус отечественного производителя».

Теперь московское правительство выдвинуло новую инициативу. В дороговизне московских квартир обвинили мигрантов, которые эти квартиры скупают. Мэрия Москвы хочет обязать застройщиков продавать 80% квартир в новостройках исключительно коренным москвичам. По мнению экспертов, эта мера противоречит Конституции и к тому же вовсе не спасет от дороговизны жилья. Появится лишь новый источник коррупции, когда «подставные» москвичи будут за взятку покупать квартиры для приезжих.

Специалисты уверены, что столица притягивает тех же выходцев с Северного Кавказа не от хорошей жизни, а потому что в их регионах царят бедность и безработица. К примеру, в Ингушетии безработными являются 35% трудоспособных жителей республики, в Дагестане – 29%. Для сравнения – в Москве не имеют работы лишь 0,6% экономически активного населения города. Средняя зарплата в столице составляет 22 тыс. рублей, тогда как в Ингушетии – 6100 рублей, в Кабардино-Балкарии – 5100 рублей, в Дагестане – 4300 рублей. Член комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков сообщил «НИ», что ограничительные меры необходимы, потому что «не могут все люди жить в одном городе». Дмитрий Орешкин, напротив, убежден, что миграция пойдет крупным городам только на пользу. «Люди результативнее работают там, где эффективнее среда. В Москве человек больше сделает, больше заработает, больше заплатит налогов, чем в Сибири, где инфраструктура слабее». Нежелания пускать выходцев с Кавказа, по мнению эксперта, это инициатива местных властей. «Все делается не по указке Кремля, а из соображений административного покоя. Никакой местный начальник не хочет иметь большую северокавказскую диаспору, с которой нужно налаживать отношения».

А по мнению Светланы Ганнушкиной, стравливание различных групп населения выгодно властям, потому что так происходит «переориентация протестных настроений и устрашение населения, которому показывают, где враги». Однако «когда власть преследует такие широкие группы населения, она теряет поддержку». По словам правозащитницы, вводя всевозможные ограничения против мигрантов, власть стремится привлечь к выборам голоса одной части населения, при этом теряя доверие другой части, что «ведет к дальнейшему расслоению общества».

"