Posted 29 сентября 2015,, 21:00

Published 29 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:25

Updated 8 марта, 03:25

Когда двери открылись

Когда двери открылись

29 сентября 2015, 21:00
Проходящая в эти дни 70-я юбилейная сессия Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций стала главным международным событием недели. Особенно пристальное внимание приковано к двум ее участникам – президенту России Владимиру Путину и его американскому коллеге Бараку Обаме. Лидеры двух стран провели переговоры за

Немецкий политический еженедельник Spiegel не случайно назвал происходящее в ходе Генеральной ассамблеи «дуэлью» Путина и Обамы, отметив, что оба лидера использовали предоставленные им возможности высокой трибуны ООН для того, чтобы четко разграничить позиции друг друга.

Важность прямого диалога Путина и Обамы подчеркнул уже генсек ООН Пан Ги Мун – встреча с ним была вторым пунктом рабочей программы российского президента в Нью-Йорке (первым стала, естественно, его речь на сессии). Генсек выразил надежду на успешное проведение российско-американских переговоров после того, как Владимир Путин заявил, что надеется на достижение договоренностей по борьбе с терроризмом с партнерами, в том числе с США.

Появилась информация, что лидеры пожали друг другу руки в ходе приема у Пан Ги Муна. Российский президент выглядел расслабленным и пребывал в хорошем расположении духа, а Обама, напротив, был напряжен, собран и настроен решительно. Не обошлось ожидание этой встречи и без курьезных моментов. Когда американский президент шел по коридорам после собственного выступления, российский журналист воспользовался возможностью и задал вопрос о том, каков его настрой перед скорой встречей с Владимиром Путиным. Обама только улыбнулся на это, а вот сопровождавший делегацию полицейский забрал у журналиста пропуск и пригрозил отобрать аккредитацию.

Сама же встреча, как и заявлялось ранее, прошла за закрытыми дверями. В присутствии журналистов российский и американский президенты только молча пожали друг другу руки и удалились в комнату, где и провели разговор. Журналисты предпринимали попытки выкрикивать вопросы, но оба лидера оставили их без ответа. Тем не менее Обама в финале выглядел довольно позитивно, Путин также был в приподнятом настроении, но все же выглядел более серьезным. Сама встреча длилась почти в два раза дольше запланированного формата, а по итогам встречи президент Путин с охотой ответил на вопросы российских журналистов. В частности, он подчеркнул, что прошедший разговор был очень насыщенным, полезным и что главное – откровенным.

По его словам, как это ни удивительно, российская и американская позиция по многим международным вопросам схожи, хотя и остаются темы, где взгляды двух стран диаметрально расходятся. Говоря о двухсторонних российско-американских отношениях, президент Путин констатировал, что в настоящий момент они находятся на очень низком уровне – и не по вине России, которая всегда готова вести конструктивный диалог. Но основной темой самой ожидаемой беседы дня все же оставалась международная повестка. В частности, Путин заявил, что Россия не намерена принимать участие ни в каких наземных операциях на территории Сирии, но вот вопрос о возможном способствовании авиаударам, которые уже ведутся другими странами, остается открытым.

Также российский лидер повторил свои высказывания о необходимости создания коалиции против «Исламского государства» и привлечении под ее знамена в первую очередь стран ближневосточного региона, которые максимально заинтересованы в разрешении сложившегося кризиса. В общем президент Путин остался доволен своим однодневным визитом в Нью-Йорк и, несмотря на позднее (по Москве) время – второй час ночи, находил в себе силы шутить, отвечая на наиболее назойливые или надуманные вопросы журналистов. Так, он обратил внимание, что в уже успевших к тому моменту облететь весь мир фото, где он чокается с Обамой на приеме у Пан Ги Муна, нет никакой подоплеки – они просто выпили за здоровье генсека, как раз говорившего тост о развитии и процветании ООН.

Фото: EPA

Все мировые СМИ обратили внимание на то, что в ходе встречи российского и американского президентов во многом были затронуты те темы, о которых они говорили в своих речах. Собственно, по выступлениям обоих лидеров можно примерно догадаться, в каком ключе президенты России и США строили диалог с глазу на глаз.

Речь Обамы, выступавшего раньше Путина, эксперты назвали очень американской. Приводя примеры, он во многом опирался именно на историю США, а проблемы, которые он поднимал, рассматривались исключительно с точки зрения возможного влияния своей страны. Обама в очередной раз подчеркнул непримиримую позицию своего государства в отношении роли России в украинском кризисе. «США не стремятся к международной изоляции России, они хотели бы продолжать с ней сотрудничество, но расходятся в подходах к Украине», – сказал он. Более того, по его словам, США нужна сильная Россия для совместной работы по обеспечению безопасности в мире. Но хотя прямого обвинения России в непомерных «имперских» амбициях из его уст не прозвучало, они явно подразумевались из контекста.

В противовес американскому коллеге Владимир Путин в своем выступлении прозвучал гораздо мягче, чем все ожидали. В течение всей речи он ни разу не произнес «США», «Америка» или «наши американские партнеры», а неоднократно звучавшая критика необоснованному и неправомерному вмешательству в суверенные решения других государств была направлена в сторону неких абстрактных сил, называемых в речи «они». В этом обезличивании оппонента эксперты видят намерение Путина не накалять отношения с США буквально за несколько часов до встречи с Обамой, на которой в числе главных тем обсуждалось создание коалиции против «Исламского государства».

Следует добавить, что, помимо Обамы и Пан Ги Муна, Владимир Путин побеседовал в Нью-Йорке с глазу на глаз и с другими мировыми политиками. Он встретился с председателем Государственного совета и Совета министров Кубы Раулем Кастро, президентом Ирана Хасаном Рухани и премьер-министром Японии Синдзо Абэ. Особенно тепло российский президент пообщался с кубинцем. Оба лидера выразили радость от встречи, а Путин передал привет команданте Фиделю. Российский президент не упустил предоставляемую всем участникам сессии возможность для незапланированного диалога. Так, в кулуарах Генассамблеи он кратко побеседовал с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом и королем Саудовской Аравии Салманом Бен Абдель Азиз Аль Саудом. Можно предположить, что по крайней мере часть этих бесед была посвящена тем же темам, которые затрагивались в ходе встречи с президентом Обамой.

Главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий МИРСКИЙ комментирует «НИ» сирийский вопрос, поднятый на 70-й Генассамблее ООН:

– Скажем так: Путин тактически выиграл, хотя его главное, высказанное в ходе визита предложение по созданию широкой коалиции против «Исламского государства» совершенно нежизнеспособно. Международная коалиция уже существует. Арабские мусульманские страны и так бомбят позиции «Исламского государства» с воздуха. Но они, как и европейцы, никогда не пошлют наземные войска. Сунниты не будут воевать против суннитов из «Исламского государства». Одно только это делает идею коалиции эфемерной. Словом, Путин сделал чисто пиаровский, но удачный ход. Он нащупал слабое место Обамы и ударил по нему. Это слабое место – Сирия. Обама не хочет войти в историю как человек, который привел к власти в этой стране «Исламское государство». Но если американский президент признает, как того добивается Россия, что Асад – меньшее зло и его надо поддержать, то сейчас, когда Путин уже вмешался в сирийские дела, Обама не может не думать, как на это прореагируют в США. После Крыма, после Донбасса согласиться с предложением Путина – значит оттолкнуть от себя не только ненавидящих Асада Саудовскую Аравию и Турцию, но и свое общественное мнение. То есть Обама оказался в ситуации, когда любой шаг на сирийском направлении плох. В этом и заключается тактическая (подчеркиваю: тактическая, а не стратегическая) победа Путина.
Записал Константин НИКОЛАЕВ

"