Posted 29 сентября 2009,, 20:00

Published 29 сентября 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:25

Updated 8 марта, 07:25

Научный конвейер

Научный конвейер

29 сентября 2009, 20:00
На рассмотрение Госдумы поступил законопроект, в котором предлагается осуществлять подготовку научных кадров (кандидатов и докторов наук) в рамках государственного и муниципального заказа. Это, по мнению депутатов, поможет привлечь в науку молодых ученых. Однако эксперты говорят, что такая мера превратится в «конвейер

В пояснительной записке к законопроекту его авторы отметили, что переход «российской экономики на инновационный путь развития» неизбежно потребует «надлежащего кадрового обеспечения науки». Однако законотворцы печально констатируют: «вследствие падения престижа научной и преподавательской работы, снижения социального статуса ученых и низкого уровня оплаты их труда» российские студенты не стремятся связать свое будущее с наукой. Работать в научные организации идет только 1% выпускников вузов. Это приводит к тому, что число людей, занимающихся исследованиями, неуклонно сокращается. Если в 1995 году численность научного персонала в России равнялась 1 млн. 61 тыс. человек, то к 2008 году количество ученых сократилось до 801 тыс. человек. Между тем «число аспирантов в вузах выросло с 36 тыс. человек в 1992 году до 129 тыс. в 2007-м. Число докторантов также увеличилось с 1179 чел. в 1991 году до 3751 чел. в 2007 году». Получается, что молодые граждане, защитив диссертацию, не бегут устраиваться на работу в какой-нибудь НИИ, а предпочитают искать более оплачиваемые места. Одновременно «начиная с 1995 г. количество кандидатских диссертаций растет в среднем на 10,7% в год». Особенно велики темпы роста по гуманитарным и общественным наукам.

Депутаты подготовили поправки в закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». По их задумке, каждый год определять, сколько необходимо подготовить специалистов и для какой области науки, будет правительство, основываясь на данных «долгосрочных научно-технических прогнозов и прогнозов потребности рынка труда». То есть «не позднее, чем за три месяца до начала вступительных экзаменов» правительство будет устанавливать «контрольные цифры» – количество людей, которых можно будет принять в аспирантуру и докторантуру. Кроме того, депутаты предложили подготовку ученых «осуществлять в рамках государственного и муниципального заказа и договоров о целевой контрактной подготовке». Госзаказ будет размещаться среди научных организаций, учреждений высшего и послевузовского профессионального образования на конкурсной основе. Вуз, выигравший данный конкурс, получит право обучать аспирантов или докторантов «для государственных и муниципальных нужд», а также сможет подписать договор о целевой контрактной подготовке. Этот договор должен будет заключаться между обучающимся гражданином, вузом и заказчиком (работодателем).

После того как такой аспирант защитит диссертацию, он по контракту должен будет не менее 5 лет поработать на заказчика, например на какой-либо научно-исследовательский институт. Впрочем, если этот НИИ предложит должность, «не соответствующую уровню и профилю профессионального образования» новоиспеченного ученого, последний имеет право не исполнять условия договора. Однако депутаты прописали в проекте и меры «для повышения ответственности выпускников аспирантуры и докторантуры, а также работодателей». Если работодатели не смогут достойно обеспечить трудоустройство выпускников аспирантуры или докторантуры, они обязаны будут возвратить в бюджет затраченные на их подготовку деньги за весь период обучения. Если же сам гражданин, отучившийся по контракту в аспирантуре или получивший докторскую степень «сбежит на волю» и откажется работать на заказчика, то все затраты на свое обучение он возместит из собственного кармана.

Правда, в проекте не совсем понятно, откуда будут появляться заказчики, то есть работодатели. Член комитета Госдумы по образованию Валерий Рязанский рассказал «НИ», что этот момент действительно «надо будет доработать». Он предположил, что заказчиками будут выступать государственные научные учреждения, но не напрямую, а через разные министерства. «Это и организации, занимающиеся исследованиями в области сельского хозяйства, и медицинскими разработками, и производством лекарства и многие другие. Но проблема в том, что негосударственные, частные научные организации не смогут выступить заказчиком в данных случаях и это надо решать», – заявил «НИ» г-н Рязанский.

Президент Фонда образования РФ Сергей Комков говорит «НИ», что вводить госзаказ на ученых – «это глупость». Он считает, что, подготавливая кандидатов или докторов наук по госзаказу, мы просто «получим конвейер людей, по каким-то параметрам подошедших для той или иной отрасли, но ничего полезного не открывших и не изобретших», которые не будут признаны научным сообществом как полноценные создатели интеллектуального труда. «Я думаю, что правильнее было бы присуждать докторскую степень людям не вследствие того, что они закончили какой-то аспирантский или докторантский курс, а за реальные достижения в области науки и техники, гуманитарных исследований. Даже самородкам- изобретателям», – говорит эксперт. А чтобы такие подлинные умы хотели работать в российских научных организациях, он советует «сделать там соответствующие зарплаты и повысить статус таких сотрудников».

"