Posted 30 августа 2021,, 19:40

Published 30 августа 2021,, 19:40

Modified 7 марта, 13:20

Updated 7 марта, 13:20

Школа №141 Москвы

Девочки – к плите, мальчики – думать. Должна ли школа возвращаться к домострою

30 августа 2021, 19:40
Фото: Fb.com
Школа №141 Москвы
В московской школе №141 для учеников среднего звена узаконили странный гендерный кодекс. На уроках труда (технологии) девочек продолжат учить домоводству, а для мальчиков начинается курс программирования. Члену родительского комитета разрешили перевести дочь в "мальчишеский класс" только после публичного скандала.

- Моя старшая дочь поступила в пятый класс. До этого у мальчиков и у девочек тоже были раздельные уроки труда (технологии), но с этого учебного года, как я понял, вводят специализацию. Так вот девочки продолжат заниматься традиционными женскими занятиями, а для мальчиков походы в столярки и слесарки заканчиваются, их заменяют, судя по описаниям, основами программирования. Дошла эта новость до меня в родительском чате. Там обновили расписание и пояснили, что девочки продолжат ходить на свои стандартные уроки труда, а мальчики начинают ходить на информатику. Меня как родителя это, конечно, расстроило. Как объяснить дочке, что она недостаточно мускулинна для компьютерных наук я, например, не знаю, - комментирует Артем Субботин.

После разгневанного поста в фэйсбуке родителю позвонил директор школы и подтвердил, что общая информатика для девочек и мальчиков начнется только с седьмого класса Два года до этого девочкам будут преподавать, по его словам, «технологию материальную» (рукоделие и готовка пищи), мальчикам – «технологию информационную», что включает изучение моделирования, алгоритмики и языков программирования.

- Мне также позвонил человек, ответственный за будущий предмет, и рассказал, что на информационной технологии ученики будут изучать работу в «логомире», алгоритмику и делать презентации. Я не знал, что такое «ЛогоМиры» и полез осведомиться в интернет. «ЛогоМиры — многофункциональная инструментальная творческая среда для учащихся 4—9 классов, это мощное средство развивающего обучения позволяет не только программировать, но и выполнять широкий круг заданий — от простейших рисунков и презентационных роликов до сколь угодно сложных проектов на различные темы», - говорилось в одной из интерпретаций. Короче, я только убедился, что «информационная технология» – это и есть основы информатики для школьников.

Девочкам этот предмет даже не предложили. По умолчанию им, согласно расписанию, прописали «домоводство».

Директор, однако, заверил поднявшего шум отца, что если дочь желает изучать программирование, то по заявлению родителей ее могут зачислить в мальчишеский класс. Такой возможности, по словам Артема Субботтина, девочка очень обрадовалсь. В классе есть еще несколько родителей, которые не согласны с политикой гендерного разделения касательно уроков труда и тоже подумывают написать заявление о переводе. Точно также и мальчики, пожелавшие изучать кройку и шитье, могут перейти на уроках труда в класс к девочкам, отметил директор в разговоре с родителем. Но в любом случае нужно определиться окончательно и бесповоротно. Одному ученику нельзя ходить сразу на оба курса.

- Но даже после объяснений директора и преподавателя я все равно не могу понять, почему девочкам априори вместо компьютера предлагают оверлок? Да, шить, готовить, это здорово, но дайте всем детям выбор вне зависимости от пола. Быть может парень, который уже в 11 лет ходит на Python и JavaScript, с радостью пойдет готовить шарлотку, а девочка, что целыми днями помогает маме на кухне, выберет компьютер, - комментирует Субботин.

Директор московской школы № 141 Виталий Худошин, комментируя инцидент, заявил, что встревоженные члены родительского комитета либо не так его поняли, либо решили хайпануть. Информатика, по его словам, через два года будет для всех, а «изменения в программе коснутся учеников, независимо от их пола».

Школа № 141 им. Героя Советского Союза, разведчика Рихарда Зорге уже прославилась в прошлом году историей с учительницей рисования, которая попросила ученицу стереть культю и костыль у воина-инвалида и нарисовать ему «нормальную ногу».

Оправдываясь по ситуации с уроками технологии, дирекция школы ссылается на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы), однако никаких даже косвенных указаний на гендерную спецификацию специалисты в этих документах не нашли. Для учеников всякого гендера рекомендовано выстраивать преподавание таким образом, чтоб развивать в детях способность к инновационной и творческой деятельности. На этом точка. Но администрация, по-видимому, по-разному трактует документ, ориентируясь в первую очередь на половую принадлежность подопечных. Девочки – к плите, мальчики – думать.

При унифицированных рекомендациях Минспросвещения (а они позволяют сегодня проводить даже совместные программы по технологии для мальчиков и девочек), каждой школе, тем не менее, предстоит самостоятельно утвердить организацию этой дисциплины. Поле для маневра министерство оставляет учебным заведениям с оглядкой на разную степень их материально-технической оснащенности, укомплектованности кадрами, сложившиеся традиции и атмосферу.

В идеале уроки технологии должны бы стать таким предметом, который дает ученику представление о мире профессий и помогает сориентироваться, к какому роду деятельности есть наклонности, способности и интерес. На деле же в большинстве российских школ девочки всё еще идут варить суп, мальчики – пилить и рубить.

Переломить ситуацию, полагают эксперты, можно только активными действиями родителей. Чем чаще взрослые будут задавать вопросы о гендерных стереотипах и бороться с дискриминацией, тем выше шанс на более быстрый переход на совместное обучение, на забвение образовательных методик 80-х годов.

"