Posted 29 августа 2012,, 20:00

Published 29 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:23

Updated 8 марта, 05:23

Затянувшееся вхождение

Затянувшееся вхождение

29 августа 2012, 20:00
На прошлой неделе завершилась почти 20-летняя эпопея с вхождением России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Став полноправным членом ВТО, Россия получила возможность полноценно участвовать в создании и реформировании всех правил международной торговли. Однако дать точный прогноз, насколько затянется процесс присо

Заявку на вступление в ОЭСР Россия подала еще в мае 1996 года. Официальное приглашение присоединиться к организации мы получили только через 11 лет, в 2007 году, и с тех пор ведем переговоры о вступлении в этот международный альянс, в который входит 34 государства, большинство из которых члены ЕС.

Россия является одним из ключевых участников международного сообщества, поэтому вступление в ОЭСР – это не столько формальность, сколько элемент престижа, полагает ведущий эксперт Центра развития Сергей Пухов. «Во-первых, все развитые страны находятся в этой организации. Во-вторых, если мы туда вступим, то это будет полным признанием за нашей страной всех ее достижений, в частности и признание рыночной экономики. Правда, это активно усиливает конкуренцию между странами, но в то же время дает и право голоса в этой организации», – говорит эксперт.

Профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Алексей Портанский говорит о том, что вступление в ОЭСР – закономерный этап в движении, начавшемся в 1990-х годах, по интеграции России в мировую экономику. «Мы себя позиционируем как крупную экономику, каковой и являемся. И поскольку ОЭСР – это клуб развитых экономик, то нам вполне логично оказаться в этой организации», – считает ученый.

От членства в ОЭСР Россия получит целый ряд преимуществ. Члены этой международной организации могут пользоваться недоступной для не членов ОЭСР аналитикой, разработками, исследованиями, касающимися рыночной экономики. Членство в ОЭСР также дает стране статус и дополнительные шансы на повышение кредитного рейтинга. К тому же отношение к стране на мировой арене станет гораздо более позитивным. «В имиджевом плане это очень важно, а мы, как известно, за имидж любим бороться, – поясняет Алексей Портанский. – Быть может, преимущества от вхождения в ОЭСР не настолько ярко выражены, как в случае с ВТО, но получить их тоже важно».

Членство в ОЭСР не накладывает на страну каких-либо финансовых обязательств, но, в свою очередь, и организация не занимается выделением денег ни своим участникам, ни сотрудничающим с ОЭСР странам.

Желание вступить в ОЭСР появилось у российских чиновников 16 лет назад, но в то время Россия не отвечала необходимым требованиям. Теперь ситуация заметно изменилась. Страна достигла той степени зрелости, прежде всего в совершенствовании законодательства, что особых претензий к ней быть не должно. По мнению ведущего эксперта Центра развития Сергея Пухова, на сегодняшний день формально уже сложно придраться к чему-то серьезному, чтобы препятствовать вхождению России в ОЭСР. Однако дать точный прогноз тому, насколько затянется процесс присоединения к экономически развитым государствам, никто не берется.

О том, что никаких существенных преимуществ от вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития мы не получим, говорит вице-президент Международного фонда экономических и социальных реформ Андраник Мигранян. «Что касается ОЭСР – это лишь вступление в клуб развитых государств, в каком-то смысле просто принадлежность к клубу уважаемых людей. Я не очень уверен, что это вообще что-то существенное может нам дать, но почему бы и нет? Можно быть и членом этой организации, тем более сейчас уже нет такой зависимости от демпингового или антидемпингового регулирования, а мы члены ВТО», – резюмирует г-н Мигранян.

Рядовые российские граждане от вступления в ОЭСР вряд ли получат ощутимую выгоду, но для страны в целом это важный шаг. «У нас обычные граждане не знают, что дает членство в Международном валютном фонде, во Всемирном банке. Дело в том, что это вопросы не для обсуждения с человеком с улицы. Все-таки это сфера экспертов», – уверен политолог Портанский.

О вреде и пользе от вступления в ВТО было высказано немало мнений. Эта тема расколола как население России, так и экспертов на два лагеря. Одни довольны вступлением из-за ожидаемого снижения цен на товары и услуги, другие пророчат крах российской экономики. Однако есть и умеренные точки зрения на этот вопрос.

«Что касается ВТО, то тут у нас много копий сломано. И все мы прекрасно знаем, что есть плюсы этого вступления, есть и минусы. Конечно, у нас выгоды будут не такие, как у Китая, – поясняет Андраник Мигранян, – потому что китайские товары на многих рынках очень конкурентные. Что касается нас, то в каких-то направлениях мы неплохо себя чувствуем, но многие говорят, что для нашего автопрома, сельского хозяйства и ряда других отраслей вроде бы конкурентные возможности будут не очень хороши, и могут быть негативные последствия от этого вступления. Хотя считается, что страна протекционизмом и сохранением сегментов экономики, которые не очень конкурентные, долго жить не может. Конечно, открытие экономики – важный шаг в правильном направлении, но проблем придется в связи с этим решить еще немало», – сказал «НИ» политолог.

Профессор ВШЭ Алексей Портанский говорит о том, что «сейчас у нас о ВТО еще бытуют довольно примитивные представления». Надо понимать, что вступление в ВТО – долгий процесс с точки зрения тарифов и приспособления к новым экономическим правилам, поэтому и о выгодах надо говорить в отдаленной перспективе.

Находясь долгое время за пределами мировой организационной системы, Россия обрекала себя на самоизоляцию, техническую отсталость и еще большую зависимость от цен на сырье. Теперь, став полноправным членом ВТО, Россия получила возможность полноценно участвовать в создании и реформировании всех правил международной торговли.

На сегодняшний день Россия входит в состав более 25 международных организаций и играет в них немаловажную роль. Эксперты говорят о том, что членами той или иной организации страны становятся иногда по необходимости, иногда просто из престижности. Стремление же во что бы то ни стало войти в состав всех международных организаций не всегда логично. «Мы, например, не являемся полноправным членом в Лиге мусульманских государств, хотя мусульман в России, по разным данным, 15–20 млн. человек. Мы же довольствуемся статусом наблюдателей», – рассказывает Андраник Мигранян. По мнению политолога, мы также не будем членами НАТО. Отчасти потому, что эта организация когда-то создавалась против Советского Союза. Хотя и говорится, что сейчас она не имеет ничего против России, на самом деле ясно, что это сдерживающий фактор. Поэтому все переговоры о том, чтобы быть членом этой организации или как-то строить отношения с ней, не увенчались успехом. Такая же участь ожидает нас и в Европейском союзе. «Мы, скорее всего, не будем членами ЕС, тем более что он сейчас переживает очень серьезный экономический и финансовый кризис. Эйфория прошла, кризис продолжается, а судьба самой этой организации выглядит весьма и весьма туманно», – говорит г-н Мигранян.

Участие в международных организациях не всегда дает желаемые результаты. Например, наше членство в Совете Европы, по словам Андраника Миграняна, не принесло России ожидаемых результатов. «На волне демократической эйфории в начале 90-х годов существовало убеждение, что мы должны быть членами этого уважаемого клуба для того, чтобы перенять определенные демократические ценности. Но, скорее всего, это было вопросом определения ориентации, выбора некой модели, определения места, куда мы стремимся», – рассказывает политолог.

«За последнее время основные международные организации, которые интересны России, – это ВТО и ОЭСР, все остальные имеют уже меньший вес и с точки зрения значимости и влияния на мировую и экономическую политику», – считает эксперт «НИ» Сергей Пухов.

Вопрос быть или нет быть членом той или иной организации – далеко не праздный. Членство должно быть очень серьезно мотивировано. «ОЭСР – это последняя крупная международная организация, в которую мы собираемся вступать, – говорит г-н Мигранян. – Но организации имеют свойство время от времени создаваться. Например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) образовалась по нашей инициативе и Китая при участии бывших республик Советского Союза из Средней Азии.

Какие-то организации уходят в прошлое, другие перестают быть значимыми, например, сегодня Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) существует по инерции, она мало что решает, мало на что влияет. А какие-то организации приходят на смену и становятся более важными и значимыми. Эксперты убеждены, что система международных отношений не является неким раз и навсегда застывшим и нерушимым монолитом. Если Россия сегодня является членом каких-то крупных международных организаций, то это вовсе не означает, что они раз и навсегда заданы. Новые вызовы, не исключено, приведут Россию и к новым берегам.

"