Posted 29 августа 2004,, 20:00

Published 29 августа 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

«Правые» надеются на пятнадцатилетних

29 августа 2004, 20:00
В конце минувшей недели политсовет СПС определился с тем, как избирать партийного лидера. Уже больше полугода эта, казалось бы, престижная должность остается вакантной. Но теперь решено – выбирать главного «правого» будут не только члены партии, но и все граждане России, которым на момент выборов исполнилось 15 лет. Кр

Напомним, что на январском съезде партии, после провальных думских выборов, в отставку подали все 4 сопредседателя СПС – Борис Немцов, Ирина Хакамада, Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. Решением того же съезда был упразднен сам институт сопредседательства. Глава РАО ЕЭС сообщил тогда, что имя нового руководителя станет известно весной. Многие представители СПС, в том числе и г-н Немцов, предполагали, что лидером может стать Ирина Хакамада, если на президентских выборах она наберет голосов не меньше, чем партия на парламентских.

Г-жа Хакамада действительно в борьбе за сердца избирателей добилась результатов никак не худших, чем целая партия. Однако гордая женщина-политик не просто не стала претендовать на руководящий пост, но и вообще покинула СПС. На летнем съезде «правых» ожидал очередной сюрприз: как Чубайс, так и Немцов от лидерства отказались. Этот факт сильно драматизировал развернувшуюся на съезде дискуссию. Чего только не предлагали друг другу обескураженные делегаты. Звучали инициативы объявить безоговорочным, но при этом неформальным лидером Чубайса. Выбрать кого-нибудь малоизвестного, а потом усиленно его раскручивать. Провести «общепартийный конкурс на должность лидера». И даже «запустить механизм привлечения страны в выборы лидера». Последние слова принадлежат Григорию Томчину, руководителю питерского регионального отделения и весьма уважаемому в партии человеку.

На прошлой неделе членам федерального политсовета были представлены 2 проекта – разработанные под руководством соответственно г-на Томчина и экс-сенатора Ивана Старикова. Г-н Стариков на процедуру избрания лидера отвел 5–6 месяцев. Кандидатов, согласно его плану, выдвигают политсоветы региональных отделений (не менее 3). Среди сторонников партии проводится «справочное уточнение их отношения к кандидатам». И, наконец, затем в 2 этапа (на региональном и федеральном уровне) проходят выборы.

Все не так у г-на Томчина, проект которого и был взят за основу. Питерцу удалось-таки «пробить» свою идею о привлечении к выборам всей страны. В представлении г-на Томчина, кандидатов, каждого из которых должны поддержать не менее 10 региональных отделений, будут выбирать в том числе и сторонники СПС, достигшие 15 лет. Таковых, по скромным партийным подсчетам, наберется несколько миллионов. При этом в списке требований к кандидатам, помимо безобидного «публичного признания правильности стратегического курса реформ с 1992 г.», есть куда более трудновыполнимое «внесение регистрационного взноса в размере 2 млн. рублей». Так демократы собираются хотя бы отчасти покрыть расходы на избирательную кампанию, которая ориентировочно обойдется аж в 3 млн. долларов. Томчинский проект требует на реализацию около года. На следующем съезде, после того как регионы изучат проект и определятся со своим отношением к нему, будет принято окончательное решение о том, как проводить избирательную кампанию. Впрочем, по Уставу, руководителя выбирает партийный съезд, и «всенародные» выборы лидера – это в любом случае лишь составление финального списка претендентов на должность лидера.

Член федерального политсовета Александр Фомин, один из немногих проголосовавших за проект г-на Старикова, заявил «НИ»: «Мы же понимаем, что речь идет о будущем лидере общей коалиции «правых», которая будет на следующих думских выборах». Г-н Фомин отверг предположение «НИ» о том, что избирательная кампания открывает простор для фальсификаций, поскольку сторонников либеральной мысли от их противников очень трудно отличить по паспорту. «Сегодня мы не настолько интересны власти, чтобы были какие-то подтасовки», – заметил г-н Фомин.

Г-н Немцов тоже признался «НИ», что считает предстоящие праймериз по сути выборами лидера коалиции. Он выразил уверенность в том, что в нынешних условиях, когда «зачищена политическая поляна» и «гораздо сложнее, чем раньше, стало создавать демократические силы», консолидация людей правых взглядов требует больших ресурсов. «Конечно, это дело новое для России, и тут может быть масса всяких неожиданностей, но мне кажется, что чем более широкая дискуссия будет на эту тему, тем больше шансов, что правые силы вернутся в большую политику», – подытожил г-н Немцов.

"