Posted 29 июля 2014,, 20:00

Published 29 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:09

Updated 8 марта, 04:09

По плечу ли ноша?

По плечу ли ноша?

29 июля 2014, 20:00
Всеувеличивающийся приток украинских беженцев грозит опустошить скромные региональные бюджеты, поскольку федеральный центр значительную часть забот о них перекладывает на регионы. Такое заявление сделал депутат Ярославской областной думы Борис Немцов. Эксперты по-разному оценивают высказывания известного политика: одни

В качестве доказательства своей правоты Борис Немцов приводит следующие факты: в Ярославской области примерно 500 беженцев, для них выделено около 54 млн. рублей (на каждого – почти 100 тыс.). А долг региона – 25 млрд. В России, добавил политик, несколько сотен тысяч беженцев из Украины. Выходит, только на первом этапе придется выделить для их содержания порядка 30 млрд. рублей. Для федерального бюджета, размер которого составляет 13 трлн., сумма подъемная. А для регионов с нищими бюджетами – попросту непосильная. Существенно урежутся расходы на медицину, образование, помощь инвалидам.

Согласно информации ФМС РФ, с начала апреля в страну переместились более 730 тыс. беженцев из Украины. Принимают их в основном регионы Центрального, Южного, Северо-Кавказского, Приволжского федеральных округов и Крым. Наибольшее количество беженцев – в Ростовской области и Крыму. Порядка 35 тыс. прибывших из соседней страны попросили статус беженца или временное убежище в РФ.

Приток мигрантов из Украины создает напряженную ситуацию в приграничных российских регионах и мегаполисах, сообщают региональные СМИ. Ростовская область попросила другие субъекты активнее принимать беженцев, поскольку на ее территории находятся уже почти 40 тыс. украинских граждан, среди которых 12 тыс. детей.

«Наиболее серьезный материальный урон вследствие помощи украинским гражданам будет нанесен именно приграничным регионам, – заявил «НИ» Борис Немцов. – Вот посмотрите: в Ярославской области всего 500 беженцев, но и там придется сокращать расходы на медицинскую и образовательную отрасли, а также на другие социальные сферы. А в Ростовской и Брянской областях, а также на Кубани украинцев неизмеримо больше. Каково придется их социальным отраслям?! Кремль ввязался в страшную политическую игру. Но региональные власти в этом не повинны. А расхлебывать придется им: где взять деньги, дабы заткнуть «дыры», из которых вынули деньги для помощи гражданам другого государства?»

Политик в разговоре с «НИ» подчеркнул, что требующиеся для всех беженцев суммы – ничто для федерального бюджета. Но для региональных – непосильная ноша. «Катастрофы, конечно, не произойдет, но последствия для регионов, оказывающих по велению правителей помощь украинцам, будут очень нерадостными, – продолжает г-н Немцов. – Главы субъектов, разумеется, не решатся открыто противиться – будут всеми силами исполнять повеление Кремля. А изменить ситуацию, принудить высшую власть взять на себя поддержку мигрантов, способно лишь народное возмущение».

Доктор экономических наук, депутат Госдумы из комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Четвериков называет доводы Бориса Немцова несостоятельными. «Затраты для региональных бюджетов в действительности невелики, – высказал «НИ» свою позицию парламентарий. – А бюджетная система страны такова, что серьезные расходы региональных бюджетов компенсируются из бюджета федерального. С одной стороны – хорошо, с другой – система имеет существенный недостаток: дотационные субъекты не стремятся к развитию, мол, все равно дадут деньги. Вот и Ярославская область «проела» бы эти 54 млн. рублей, а затем ей вернули бы их. Но теперь они пойдут на благое дело – поддержку пострадавших людей». А такие люди, подчеркнул Александр Четвериков, нужны России. Они культурно, этнически и исторически близки нам. Стране не хватает рабочих рук. Беженцы помогут нам.

Председатель комитета «Гражданское содействие», оказывающего помощь беженцам и вынужденным переселенцам, Светлана Ганнушкина лишь частично согласна с позицией депутата. «Кремль направляет деньги на Крым, хоть и говорит, что он не будет развиваться за счет других регионов. Поэтому, конечно же, ряд субъектов, особенно дотационных, довольно серьезно пострадают из-за поддержки украинцев, – высказалась «НИ» правозащитница. – Беженцы – федеральная проблема, решать ее обязаны правители страны. В других странах верховные власти оказывают полноценную материальную помощь территориям, принимающим беженцев. Наша страна в 1951 году подписала «Конвенцию о статусе беженца», поэтому обязана помогать сбежавшим от войны».

Однако, отмечает г-жа Ганнушкина, помощь оказывается неполноценная. Власти не желают выдавать украинцам разрешения на работу в РФ. «Я подняла этот вопрос на правительственной комиссии, – продолжает правозащитница. – Сказала: почему, предоставляя рабочие места великому множеству мигрантов из Средней Азии, мы отказываем в этом более близким нам людям? В ответ получила обвинение в ксенофобии. Но я же не высказывалась против них как таковых. Желала лишь посодействовать в трудоустройстве тем, кто пережил тяжелейшие потрясения.

Почему беженцам неохотно дают разрешения? Потому что квоты на рабочие места превратились в высокодоходный бизнес. Разные компании получают определенное количество квот и успешно реализуют их. Недавний пример: пыталась оказать содействие приезжему из Киргизии – высокообразованному человеку, владеющему многими иностранными языками, в том числе тюркскими. Не дали квоту. Вынужден был купить, но вскоре покинул Россию. Нам не нужны образованные люди?»

Доктор экономических наук, заведующий Центром постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский говорит, что федеральные власти традиционно не оригинальны: внутренние ресурсы и местные бизнесмены помогут региональным руководителям оказать помощь беженцам. «Наша страна на седьмом месте в мире по уровню ВВП – вполне способна без ущерба для себя оказать им полноценное содействие. Но опять же традиционно такового не оказывает, – сказал «НИ» ученый. – Да, крах регионам не грозит. Но некоторые из них, особенно дотационные, могут серьезно пострадать. Поэтому для помощи украинцам необходимы субсидии из федерального бюджета. Нужно надеяться, что правители их все же предоставят».

"