Posted 29 июля 2014,, 20:00

Published 29 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:09

Updated 8 марта, 04:09

В принудительном порядке?

29 июля 2014, 20:00
Российская Федерация будет оспаривать решение Третейского суда в Гааге по «делу ЮКОСа» и ожидает достичь справедливого результата, сообщили представители Министерства финансов РФ, комментируя решение арбитража, по которому частично был удовлетворен иск бывших акционеров НК «ЮКОС» против России на сумму в 50 млрд. долла
Сюжет
Суды

В Минфине напомнили, что ранее Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) дважды заключил, что ЮКОС совершила масштабное уклонение от уплаты налогов, что руководство компании знало об имевших место нарушениях, что ЮКОС не был подвергнут дискриминации, а также что действия российских государственных органов не носили политический характер. «В Российской Федерации обратили внимание и на другие «серьезные изъяны» в решениях Третейского суда. В частности, отказ Третейского суда надлежащим образом учесть тот факт, что несколько подставных торговых компаний НК ЮКОС использовали различные схемы уклонения от уплаты налогов», – утверждают в Минфине.

Отметим, что еще до официального объявления о решения суда министр иностранных дел России Сергей Лавров пообещал, что Москва будет его оспаривать: «Россия будет использовать все имеющиеся правовые возможности для отстаивания своей позиции». Минфин со своей стороны отмечает, что Третейский суд в Гааге «подчинил свои действия конъюнктурным соображениям и в итоге принял политически ангажированные решения».

Как говорится в тексте решения гаагского арбитража, самую большую сумму – 39,97 млрд. долларов – должен получить кипрский офшор Hulley Enterprises Limited, связанный с GML (контролируется рядом акционеров ЮКОС). Еще 8,20 млрд. долларов присуждены кипрской Veteran Petroleum, которая выполняла роль пенсионного фонда бывших сотрудников ЮКОСа. Размер компенсации для зарегистрированного на острове Мэн офшора Yukos Universal Limited суд определил в размере 1,85 млрд долларов.

Россия должна заплатить компенсацию в течение 180 дней (до 15 января 2015 года). Если оплата не будет произведена вовремя, на сумму начинают начисляться проценты. Если Россия не расплатится, GML будет «добиваться выплат в принудительном порядке», – пообещал директор компании Тим Осборн.

«Российское правительство платить, скорее всего, откажется. Так что следует ожидать в ближайшее время начала охоты за российскими активами и собственностью за рубежом. Прежде всего речь идет о компаниях с госучастием – «Газпроме», «Роснефти», Росатоме, – сказал «НИ» директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. – Также аресты могут быть наложены на ценности, выставляемые на различных выставках, самолеты, прочую российскую собственность. Непосредственно россияне это вряд ли почувствуют в ближайшее время. Если только власти не решат выплачивать сумму по этому делу из бюджета, что маловероятно. Однако в дальнейшем вся эта история может негативно отразиться на инвестиционных рейтингах страны. Резкое падение привлекательности России с точки зрения иностранных инвесторов усугубит и без того непростую экономическую ситуацию. Особенно на фоне гигантских затрат, осуществляемых правительством в рамках различных «строек века», растущих расходов на Крым. Что касается возможности оспорить дело в суде, то шансы на это невелики. Российским властям будет трудно доказать, что история с ЮКОСом не была банальной экспроприацией в интересах государства. Особенно в европейском суде, где нас «очень любят».

«Шансы на оспаривание решения есть, но, скорее всего, результат будет зависеть от политической конъюнктуры. Скорее всего, ни о каком добровольном исполнении не может идти речи. В связи с этим изъятию может подвергнуться то российское имущество, которое находится на территории стран – участниц Нью-Йоркской конвенции. Но данная процедура осложнится необходимостью принятия в каждой стране своего собственного судебного акта для взыскания компенсации. Что касается ареста активов российских компаний, то в случае если в этих компаниях Российская Федерация имеет какую-либо долю, эта доля может быть арестована. Однако с практической же точки зрения этот процесс весьма сложный, поскольку, например, реестры акционеров российских компаний ведутся на территории России и добраться до них иностранцам будет весьма сложно», – сказал «НИ» старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры», член экспертного совета Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Владислав Цепков.

Эксперты отмечают, что в условиях, когда российский бюджет и без того трещит по швам, проблемы с делом ЮКОСа могут быть частично переложены властями на плечи россиян. «Россия обязана оплатить эти долги, иначе к ней будут применены другие штрафные санкции. Дело слишком громкое, чтобы его можно было игнорировать. В случае неуплаты сначала будут назначены штрафы, затем процесс коснется ареста имущества и активов, что в текущих финансовых и политических условиях было бы тяжелым ударом по компаниям. Это действительно тяжелое бремя для российской казны, свободных средств в подобных объемах у России нет. Рядовые россияне почувствуют не «эффект ЮКОСа», а эффект от ухудшения во всей экономике – начиная с роста налоговых ставок и заканчивая сокращением финансирования соцпрограмм», – сказала «НИ» аналитик Международного финансового центра Анна Линевская.

"