Posted 29 июня 2009,, 20:00

Published 29 июня 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 02:27

Updated 8 марта, 02:27

Молчание – золото

29 июня 2009, 20:00
В Госдуме к рассмотрению в первом чтении подготовлены поправки в закон «О связи», которые позволят чиновникам регулировать тарифы на мобильную связь. Законодатели считают, что это поможет «поставить на место» крупные российские сотовые компании, которые «творят что хотят». А вот правительство выступило против инициатив

Сейчас к числу телефонных операторов, «занимающих существенное положение в сети связи общего пользования», на рынке относятся компании, владеющие не менее чем 25% телефонных номеров в «географически определенной зоне нумерации», то есть внутри телефонного кода региона. Например, в Москве таковым является оператор, который «обслуживает» большинство номеров с кодами «495» и «499», а в Санкт-Петербурге – «812». По закону таких крупных операторов должно контролировать государство. Оно устанавливает максимальные тарифы и расценки за предоставляемые услуги. Однако этот порядок распространяется только на операторов стационарных, проще говоря, «домашних» телефонов. Сотовые же компании, какими бы крупными они ни были и сколько бы номеров ни обслуживали, «существенными» считаться не могут.

В законопроекте предлагается крупных «сотовиков» считать «существенными» наравне с фиксированными. Если документ примут, то под его действие точно попадут три крупнейшие в России компании мобильной связи – МТС, «Билайн» и «Мегафон». Первые две обслуживают более чем по 25% абонентов страны, «Мегафон» же может быть признан существенным оператором только в отдельно взятых регионах. «Доля фиксированных операторов на рынке снижается, в то время как доля операторов подвижной связи и сетей передачи данных значительно возрастает», – отмечается в пояснительной записке. Поэтому без вмешательства государства, по логике депутатов, мы придем «к дисбалансу на межоператорском рынке и, как следствие, к торможению процесса снижения цен на рынке связи».

В Комитете Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи этот законопроект поддерживают. «Крупные российские сотовые компании надо контролировать, они творят сегодня все, что хотят», – заявил «НИ» заместитель председателя комитета Борис Резник. Депутат рассказал, что недавно вернулся из США, куда ездил в десятидневную командировку. Перед отлетом народный избранник положил на счет своего мобильного телефона 4 тыс. руб. и был уверен, что этого «более чем хватит». «Я предполагал, что роуминг будет какие-то деньги съедать, но ведь у меня через два дня вся связь оборвалась, а когда я позвонил оператору, мне сказали, что я еще должен несколько тысяч рублей», – пожаловался законодатель. После того как г-н Резник остался без связи, он был вынужден купить новую сим-карту в США. По словам депутата, она «обошлась ему в 25 долларов», и оставшиеся восемь дней он говорил со всем миром, в том числе с Россией, по 10 центов за минуту (3 руб. 20 коп). «А здесь мне потом предъявили счет по 109 руб. за минуту. Вот и посчитайте: у нас цены за мобильную связь выше, чем в Америке, в 34 раза», – заключил парламентарий.

Между тем сегодня в России фиксированная связь развивается гораздо медленнее сотовой, не зря же в народе мобильные телефоны в отличие от стационарных «домашних» называют «человеческими». Уже никто не удивляется, увидев в глухой деревне старушку, сидящую на лавочке и разговаривающую по мобильнику. Дело в том, что купить его выходит намного дешевле, чем провести стационарный телефон в дом. Ведь за то, чтобы от райцентра до деревни дотянули кабели, надо заплатить несколько десятков тысяч рублей. «Легче поставить в далеких населенных пунктах ретрансляторы и разговаривать по мобильному, нежели провести туда провода», – говорит депутат.

Впрочем, против законопроекта уже выступило правительство – это следует из его официального отзыва, приложенного к документу и подписанного вице-премьером Сергеем Собяниным. Министры неожиданно вспомнили о конкуренции в этом сегменте рынка. В документе говорится, что внесение этих изменений «усилит противоречия между законодательством в области связи и антимонопольным законодательством», а «дополнительное регулирование приведет к искусственному «замораживанию» тарифов для конечных пользователей вместо дальнейшего их снижения, которое неизбежно в условиях конкурентной среды». «Неизбежность» снижения цен в нашей стране мы постоянно ощущаем на себе.

"