Posted 30 марта 2020,, 14:28

Published 30 марта 2020,, 14:28

Modified 7 марта, 15:08

Updated 7 марта, 15:08

Кто, если не Собянин? Политологи спорят о политической роли столичного мэра

Кто, если не Собянин? Политологи спорят о политической роли столичного мэра

30 марта 2020, 14:28
В среде политэкспертов - явное смятение. Телеграмм-каналы и блоги пестрят рассуждениями о новой политической роли Сергея Собянина, который возглавил борьбу с коронавирусом. "Новые Известия" опросили ведущих политологов с просьбой высказать свое мнение и прогнозы о будущем московского мэра.

Аббас Галлямов, политолог:

- Если Собянину удастся заполучить лавры «спасителя Отечества от эпидемии», его политические позиции резко укрепятся. Именно он окажется в народном восприятии главной альтернативой Путину. У большинства, наконец-то, появится ответ на любимый вопрос Кремля: «Если не Путин, то кто?». Теперь люди смогут уверенно говорить: Собянин. К образу эффективного управленца добавится и мощная антикризисная составляющая, которой раньше у московского мэра не было. Люди поймут, что он способен функционировать не только в спокойных условиях, но и в ситуации стресса. Но конечно, чтобы это произошло, эпидемия должна закончиться без большого количества заболевших и тем более умерших. Ситуация должна восприниматься именно как победа. Если же общественное мнение сочтёт, что война с вирусом была проиграна, то котировки Собянина сильно упадут. Он сейчас оказался в ситуации «пан или пропал».

Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики:

- Общество раскололось на тех, кто впал в вирусную истерию и тех, кто считает пандемию надуманной и раздутой. Собянин возглавляет ту «партию» во власти, я называю ее «партией короны» или "партией короновируса" — которая на волне борьбы с эпидемией набирает очки.

Фактически, из-за тысячи заболевших, им удалось переломить сценарий «партии обнуления» и сорвать голосование по изменениям в Конституцию. Тем самым вернув транзит в прежнее русло, хоть и ненадолго. В этой связи Собянин обходит Медведева (выступающего от имени Совбеза), перехватывает инициативу у ГД и правительства Мишустина и фактически ведет самостоятельную политическую игру.

Для тех, кто на стороне паники, а это молодежь в возрасте 18-40 лет, Собянин может стать эдаким Де Голлем, спасающим их от зомбиапокалипсиса. То есть рейтинг его растет, кроме того, он выступает сейчас и от имени Госсовета, проводит совещание с регионами, как бы запуская эту линию на федерализацию в случае угрозы. Посыл — "Москва вам сейчас не поможет, решайте проблемы сами". И уже сейчас видно, что регионы действуют еще жестче Москвы, - Чечня и Татарстан закрывают границы, Питер вводит жесткий мораторий на перемещение (в отличии от собянинских "рекомендаций").

Ясно, что Собянин согласовывает часть действий с АП и ФСБ, но при этом президент пока выжидает. Де факто мы видим сейчас борьбу под ковром двух бульдогов, один - «партия обнуления», Совбез и силовики, которые негодуют самоуправством Собянина и хотели бы на этом фоне отставки мэра или жесткого порицания. Их кандидат в преемники — Медведев, выступает с успокоительной речью. Партия «короны», напротив, продавливает правительство на решения, выгодные им, делает шах Кремлю — не оставляют выбора при введении режима самоизоляции.

Путин пока над схваткой, думаю, он примет решение когда будет понимать последствия. Рухнет экономика — спишут Собянина и Мишустина, а если они наберут рейтинг, похвалит и возглавит борьбу с пандемией. В этом плане грозящий пальцем Клишас начинает казаться вменяемым человеком на фоне самоуправства Собянина. Россия без Путина — вот такая она, шутят в тг-каналах, не очень-то хорошо нам без арбитра, без того, кто урезонит «ближний круг»? Но не стоит забывать, что борьба за власть только начинается, пока эти удары — проверка боем.

Дмитрий Орешкин, политолог:

- Собянин действительно набирает очки. И он делает абсолютно правильно, полностью дистанцируясь от политики и позиционируя себя как матёрого, опытного и дальновидного хозяйственника. Это стратегия Лужкова. Очевидно, что в Кремле понимают, что это – самая правильная стратегия для того, чтобы занять освободившееся место, если и когда оно освободится. Именно поэтому начинают говорить о Собянике как преемнике, потому что это команда «Фас!».

Незыблемое правило: как только кого-то указывают в качестве приемника, сразу весь коллектив начинает рвать его в клочки, потому что никому не хочется проиграть конкурентную борьбу. Выигрывает в конкурентной гонке самый незаметный, самый придурковатый, тихий и скромный как Никита Сергеевич Хрущёв выиграл.

В этом случае, конечно, у Собянина – проблема. Он слишком яркая фигура. Тут надо быть кем-то типа питерского мэра, который вообще никакой. В то же время, в нынешние времена, для того, чтобы стать серьёзным государственным лидером, надо, чтобы тебя как-то знали. В этом смысле у Собянина странная позиция. Он очень хорошо это понимает, он – грамотный человек и ему бы сейчас надо было бы сделать две – три глупости.

Если бы всё зависело только от договорённости элит как в сталинские или брежневские времена, было бы всё понятно: это – дурак, мы его не боимся, бог с ним. Но сейчас есть, хоть и на какую-то половинку, но электоральный момент. Человека должны знать, к нему надо иметь какое-то отношение. В этом смысле Лужков – слишком губы широко раскатал, пришлось его Медведеву убирать, равно как и других региональных начальников типа Шаймиева или Рахимова, которые были слишком влиятельны. В этом смысле у Собянина довольно тяжёлая судьба.

Это проблема системы, которая недостаточно демократична, чтобы выяснять, кто самый пригожий и любимый с помощью выборов, но не достаточно авторитарна, чтобы все ходили как заяньки, а потом самый серенький вдруг оказывался первым.

Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:

- Пока никак расклад сил не изменился. Новых акторов на политической сцене не появилось, поэтому говорить об изменениях преждевременно. Режим, который выбран властями, конечно же, будет иметь социальные и экономические последствия. По экономическим итогам ситуации можно будет прогнозировать и некоторые изменения на политическом поле.

Модель носит пока не чрезвычайный, а рекомендательный характер, хотя и настойчиво рекомендательный. Сначала идёт профилактический эффект. Да, Мишустин рекомендовал распространить московскую модель на другие регионы. Но пока это только предложения.

- Сегодня Совет Федерации закрепил за правительством право вводить ЧП. Насколько я понимаю, это было прерогативой президента.

- Не вижу здесь ничего чрезвычайного. Правительство должно иметь пространство для манёвра. И это накладывает на Михаила Мишустина очень серьёзную ответственность за ситуацию в стране. Но это не означает, что президент теряет рычаги. Пока позиция Собянина не меняется. Разговоров много, но это только разговоры. По итогам действий – да, можно будет судить о некоем изменении. Сейчас пока – нет.

Сергей Марков, политолог:

- Все решения, безусловно, Собяниным принимаются после консультаций с Администрацией президента. Дал ли добро на это Путин – вопрос, возможно он просто не очень углубляется в решение мелких вопросов. У нас ещё не совсем закрытые города. Путиным было принято решение о переходе к карантину, а более жёсткие меры уже принимает не он. Но я думаю, насколько я знаю тщательность Путина, всё-таки он дал одобрение.

Клишас – ультра-супер-юрист. Он просто помогает Собянину принимать правильные юридические решения. Он отмечает, что некоторые решения должны визироваться на федеральном уровне, так как это – компетенция федеральных властей и не должно быть правового бардака. Могу утверждать, что против Собянина никто сейчас бороться не будет. Другое дело, если влияние его усилится, то он сможет схлестнуться с кем-то за какой-то нефтеперерабатывающий завод. Сейчас все с огромным сочувствием смотрят за тем, как он сражается с эпидемией. И не дай бог, если президент узнает, что кто-то в чём-то мешает мэру Москвы, в ситуации, когда он находится на первой линии фронта! Все обязаны сейчас помогать Собянину! И, наверняка, все и помогают. А заявление Клишаса, что Москва нарушила федеральное законодательство, выйдя за пределы – является формой помощи мэру, так как он должен все свои решения оформлять юридически верно. Сейчас происходит консолидация. Это не уникальный момент. Политики борются, борются, а когда происходит что-то действительно серьёзное, экстраординарное, все сразу вместе. Как во время наводнения.

"