Posted 29 марта 2005,, 20:00

Published 29 марта 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:38

Updated 8 марта, 09:38

Яблоко раздора

29 марта 2005, 20:00
Объединение демократов, о котором говорили как о свершившемся факте, в очередной раз оказалось под угрозой срыва. «Яблоко» отказывается рассматривать любые возможные варианты, кроме создания новой партии на своей базе с сохранением «контрольного пакета» в своих руках, и требует, чтобы СПС отрекся от Анатолия Чубайса. Т

Известный политический анекдот времен прошлых выборов в Госдуму гласит: «Объединению «Яблока» и СПС мешают две причины. Первая – «Яблоко» не хочет объединяться с СПС. Вторая – СПС не хочет объединяться с «Яблоком». Действительно, в переговоры никто особенно не верил ни тогда, в 2003 году, ни сейчас, в 2005-м. Особой безнадегой потянуло, когда СПС в качестве переговорщика выставил своего главного идеолога Леонида Гозмана, человека, считающегося несговорчивым и враждебно настроенным по отношению к «Яблоку». Именно ему приписывают авторство скандально известного движения «Яблоко без Явлинского». Гозман – переговорщик с «Яблоком» – это почти то же самое, что Басаев – посол Чечни в Москве.

Но случилось что-то неожиданное. СПС согласился объединяться с «Яблоком» без всяких дополнительных условий, предлагая свою региональную сеть в качестве матрицы для объединения. Подход партии Григория Явлинского был куда менее гибким. Объединение только на базе «Яблока» и только с условием, что 50% мест в руководящем органе новой партии принадлежит им. Но даже с этой непростой позицией можно и нужно было работать. Объединение демократов постепенно становилось реальностью.

Но тут «Яблоко» неожиданно вышло из переговоров. Григорий Явлинский заявил, что он предложит новый порядок объединения. Срочно были разосланы обращения к демократической общественности. Правда, при внимательном прочтении оказалось, что «принципиально новая схема» поразительным образом похожа на февральские предложения к заседанию «Комитета-2008». Разница только в том, что в тексте письма появляются гневные пассажи про «демонтаж олигархической экономической системы страны» и «криминальную приватизацию середины 90-х годов». Подобная риторика вообще-то более свойственна Геннадию Зюганову, но факт остается фактом.

Поведение Явлинского оказалось настолько неожиданным, что даже московская интеллигенция, традиционно относящаяся с большей симпатией к «Яблоку», нежели к СПС, выказывает Григорию Алексеевичу свое «фи». Возникает закономерный вопрос: почему СПС хочет объединяться, а «Яблоко» – нет. Правые прекрасно понимают, что, когда рейтинг партии в 2,5 раза меньше статистической погрешности, ни о каких самостоятельных политических проектах речь идти не может. Понимают это, наверное, и в «Яблоке».

Григорий Явлинский, будучи неглупым человеком, не может не знать, что на условие «отречемся от старого мира» не пойдет СПС, а на условие «контрольный пакет за «Яблоком» – другие демократы. Ясно, что при таких условиях переговорный процесс обречен на провал. Напрашивается неутешительный вывод: Явлинский просто не хочет никакого объединения. Более того, похоже, он делает все, чтобы это объединение ни в коем случае не произошло. Тут, кстати, снова впору вспомнить г-на Зюганова, который похожим образом вел себя накануне президентских выборов 1996 года. Забрать власть из рук глубоко больного Бориса Ельцина тогда не составляло труда. Проиграть президентские выборы было задачей куда более сложной, но Зюганов с ней справился.

Если согласиться с этой версией, то становятся понятны причины нападок Явлинского на Михаила Касьянова, проронившего вскользь, что «он не исключает возможности баллотироваться в президенты в 2008 году», и заявившего, что будет способствовать объединению демократической оппозиции. Очевидно, что в какой бы форме ни сливались СПС и «Яблоко», претендовать на лидерство в новой политической структуре будет в первую очередь экс-премьер. Причем транслирует эти нападки не кто-нибудь, а Первый канал, на котором Явлинский не появлялся с декабря 2003 года.

Легко тогда объяснить и причины внезапной финансовой самостоятельности «Яблока». Ведь генеральный спонсор партии Явлинского – владелец контрольного пакета Group MENATEP Леонид Невзлин уже дважды отрекся от него – в журнале и в радиоэфире: «Григорий Алексеевич больше не имеет никакого отношения к оппозиции. В том числе к объединенной. Он может объединиться с кем угодно и как угодно, но это будет не оппозиция, а некая позиция псевдодемократов, прижатых к Кремлю. Идет война, самая настоящая война против богатых. Григорий Алексеевич обозначил в ней свою позицию. Он с теми, кто против богатых. Основной его враг – олигархи, которые кормили до сих пор его, его прекрасную партию и его амбиции».

Что стоит за провалом операции по объединению демократов, неизвестно. Впрочем, интерес Кремля здесь очевиден: сильная оппозиция действующему режиму нынешним российским властям явно не нужна.

"