Posted 29 января 2008,, 21:00

Published 29 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:13

Updated 8 марта, 08:13

Ликвидация последствий

Ликвидация последствий

29 января 2008, 21:00
Ликвидация последствий

Виктор Зубков провел в понедельник правительственное совещание. Обсуждалась череда техногенных аварий, случившихся в начале года. От взрывов газа в домах 17 человек погибли, 27 – пострадали, 149 – были отселены и эвакуированы. Премьер напомнил, что две недели назад он поручил главе Ростехнадзора Константину Пуликовскому разобраться с причинами происшедшего. Анализ январских аварий провело и Министерство регионального развития. И пришло к выводу: основная причина взрывов – отсутствие должного государственного надзора над состоянием технических объектов. Глава правительства призвал усилить этот надзор. И рекомендовал проводить разъяснительную работу среди граждан, чтобы научить их правильно пользоваться электро- и газовыми приборами.

Имена персональных виновников пока не названы. Премьер лишь сказал, что за взрывы газа в домах должны нести ответственность все уровни власти и компании – поставщики топлива. Но можно не сомневаться: назовут и виновников. Кто-то также ответит и за холод в квартирах. В Красноярском крае из-за аварии на ТЭЦ оказались замороженными 908 домов. На Алтае из-за сбоя в электроснабжении, вызванного морозами, почти 50 тысяч жителей остались без света. В поселке Нижняя Павловка Оренбургской области прорвало водовод, и тепла лишились 60 домов, где живут 800 человек. Спросят с кого-то и за это. Так уж заведено. В марте 2005 года за срыв отопительного сезона был отстранен от должности губернатор Корякского автономного округа Владимир Логинов. А четырьмя годами ранее такая же участь постигла главу Приморья Евгения Наздратенко.

Но если причина сбоев в энергоснабжении где-нибудь, неважно где, – низкий уровень политического руководства и «преступная халатность» лично губернатора, то почему в соседних регионах подчас не многим благополучнее? Почему и там гаснет свет, стынут в домах батареи? Думаю, потому, что вот это и есть настоящая подготовка к зиме, другая сейчас невозможна. Другая требует радикального обновления всего теплового хозяйства, изношенного дотла и ставшего постоянным источником техногенных катастроф.

Министерство регионального развития предложило создать федеральный и местные штабы по обеспечению безопасности энергоснабжения. Отныне их задача не в том, чтобы бороться с последствиями уже случившихся аварий, а в том, чтобы аварий не допускать. Деньги на эти цели казна отпустила щедро – 250 миллиардов рублей. Всегда ли они дойдут до адресата? Твердых гарантий нет: маршруты бюджетных потоков в России нередко извилисты и прихотливы. Да и не все решают деньги. Глава Минрегионразвития Дмитрий Козак отмечает закономерность: «Средства, выделяемые правительством на подготовку к зиме, из года в год увеличиваются, равно как увеличивается и доля не освоенных регионами средств». Тем не менее губернаторы, случись что, переводят стрелки на федеральный центр: мало дал! Разбираться, в какую прорву проваливаются гигантские суммы, обычно некогда: первое дело – спасти людей от холода. Иной раз кажется: денежной массы, выделяемой какому-то региону на обогрев, вполне хватило бы, даже если топить котлы не углем, а ассигнациями.

Есть природные катастрофы – наводнения, тайфуны, цунами, вулканические извержения, засухи, лесные пожары… Они происходят везде, и не существует универсального способа предотвратить их. Но есть бедствия рукотворные. Американский исследователь Ли Дэвис вывел такую триаду: глупость, небрежность, корысть. Словом, человеческий фактор, нередко служащий причиной катастроф. Опять же всюду. Не только в России. Но в России особенно. Хотя, конечно, чрезвычайные ситуации у нас множатся не только от чьей-то дури, служебной халатности и воровства, влекущего сбои, поломки, разрушения. Имеются и обстоятельства, которые принято называть объективными. Это же факт, что уровень надежности инженерных коммуникаций в России в десятки раз ниже, чем в европейских странах. Изношенность коммунальной инфраструктуры в российских городах и поселках составляет в среднем от 53 до 65 процентов. Около 30 процентов основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью выработали свой ресурс. Только на полное восстановление коммунальных котельных требуется более 120 миллиардов рублей, на замену ветхих сетей теплоснабжения – 180 миллиардов.

Обязанность обеспечивать нормальную работу инженерных систем возложена на органы местного самоуправления. Из их бюджетов должны финансироваться модернизация основных фондов, замена отслужившего свой век оборудования и т.п. Но скудость ресурсов превращает эту задачу в благое пожелание. Техническое обновление коммунальной сферы – пока лишь сладкий сон муниципальных правителей. Основные фонды небольших городов и поселков фактически не модернизируются. Темпы нарастания износа составляют 2–3 процента в год. Эксперты Росстроя прогнозируют неуклонный рост аварий в жилищно-коммунальном хозяйстве. И эти прогнозы сбываются едва ли не ежедневно. Но от публичного предания виноватых суду или показательного отстранения от должностей в замерзающих домах тепла не прибавится. Надо менять не начальников теплотрасс, а проржавевшие трубы. Иначе каждую зиму мы будем ликвидировать последствия аварий. Вместо того чтобы наконец-то заняться ликвидацией их причин.

Автор – публицист, политический обозреватель

"