Posted 28 ноября 2006,, 21:00

Published 28 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 02:21

Updated 8 марта, 02:21

Член Общественной палаты Мавлит Бажаев

Член Общественной палаты Мавлит Бажаев

28 ноября 2006, 21:00
Сегодня совет Общественной палаты России рассмотрит вопрос изучения религиозной культуры в системе отечественного образования. «НИ» уже писали о том, что в понедельник обсуждение этой темы на совместном заседании трех комиссий палаты вызвало широкую дискуссию. Член Общественной палаты, председатель подкомиссии по пробл

– Мавлит Юсупович, сейчас проблема межэтнического и межконфессионального общения в России стоит весьма остро. Введение преподавания основ религиозной культуры в этой ситуации мера своевременная?

– В нынешних условиях, когда в обществе нарастают настроения ксенофобии, взаимной нетерпимости, отчужденности, главная задача заключается в объединении людей, в преодолении тех различий, которые уже превращаются в разделительные линии. Эта задача стоит в том числе и перед системой образования, которая должна быть нацелена, прежде всего, на формирование в подрастающем поколении осознания единства России, ее народа. Единства исторической судьбы всех ее граждан вне зависимости от этнической принадлежности или отношения к религии. В принципе, введение курсов основ религиозной культуры может позволить нам решить эту задачу, ведь базовые ценности традиционных для России религий – православия, ислама, иудаизма, буддизма – одни. Это уважение и любовь к людям, справедливость, милосердие, высокие нормы нравственности. Возвращение к этим истокам, которые, повторюсь, едины для всех нас, всегда своевременно.

– Но в обществе существуют опасения, что нововведения могут привести и к негативным последствиям…

– Подобные опасения не беспочвенны. И именно поэтому Общественная палата посвятила столько времени дискуссиям по данному вопросу. Полагаю, что должны быть соблюдены важнейшие принципы, в рамках которых только и возможно введение новых курсов. Во-первых, речь должна идти не о богословии, не об изучении религий, их доктрин, особенностей богослужений и т.п., но именно о культурах, питаемых традиционными российскими религиями и дающих жизнь единой великой российской культуре. Во-вторых, обучение на таких курсах должно носить исключительно добровольный характер. Это должны быть факультативы. Никакого принуждения, никакой обязаловки, только с согласия самих учеников и их родителей. В-третьих, эти курсы должны быть полностью обеспечены необходимыми методическими и учебными пособиями, а также высококвалифицированными преподавателями, причем светскими преподавателями, а не священнослужителями. Вопросы религии крайне тонкие, сложные и чувствительные. И работать с ними во сто крат сложнее в молодежной, подростковой среде. Тут нужны не только знания предмета, но и богатый педагогический опыт, и навыки психолога. И, конечно, должен существовать постоянный контроль за учебным процессом со стороны родителей и общественности.

"