Posted 28 ноября 2004,, 21:00

Published 28 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

«Ситуация сложная, но стабильная»

28 ноября 2004, 21:00
Сегодня исполняется ровно три месяца после победы на президентских выборах генерал-майора МВД Алу Алханова. А в минувшую пятницу, впервые после августовских выборов, глава Чечни попытался реально договориться не только с Кремлем, но и с чеченским обществом. Пока в Москве заняты Украиной и губернаторами, национальные ос

Символично, что свой доклад президент ЧР Алу Алханов сделал на республиканской научно-практической конференции «Проблемы государственной национальной политики в ЧР», которая утвердила концепцию государственной политики республики. Сам документ начали готовить в недрах министерства ЧР по национальной политике, информации и внешним связям еще в июне. В конференции участвовали ведущие чеченские ученые, представители общественных и политических организаций. И накануне выборов парламента, которые должны состояться весной 2005 года, лучшую площадку для влияния на общественное мнение придумать сложно. Свой доклад Алу Алханов начал с оценки разработанной концепции. По его словам, она поможет республике выйти из кризиса и ставит перед собой задачу обеспечения «безопасности человека, народов и общества ЧР». Саму ситуацию в Чечне президент охарактеризовал как сложную, но стабильную. Затем г-н Алханов перешел к конкретике.

«Нами до сих пор не восстановлены Аргунский, Грозненский заводы железобетонных конструкций, не восстановлен Чири-Юртовский цементный завод. А тем временем из Республики Дагестан в массовом количестве завозятся железобетонные конструкции, из Карачаево-Черкесии – цемент», – сообщил президент. Эта фраза стала камнем в федеральный огород. И действительно, весьма странно, что разрушенная республика до сих пор не смогла восстановить свой некогда славящийся на всю страну строительный комплекс. Надо заметить, что эксперты, с которыми довелось общаться корреспонденту «НИ», этот печальный факт объясняют именно лоббированием интересов предприятий в соседних регионах, не пострадавших от войны.

Досталось и нефтяной политике центра в Чечне. Алу Алханов припомнил главе «Роснефти» Сергею Богданчикову его слова о 9,5 млрд. долларов, заработанных на чеченской нефти за три года. «Вырученные средства должны быть направлены в полном объеме на восстановление республики, – попенял центру чеченский президент. – Непрозрачность ситуации по данному вопросу порождает всевозможные слухи. И для этого имеются определенные основания». При этом Алу Алханов выразил надежду на то, что проблема будет решена с подписанием договора о разграничении полномочий между Чечней и федеральным центром. Президента понять можно: прошло уже более месяца, как он радостно заявил о скором подписании договора, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось.

Говоря о социальной сфере, Алу Алханов признался, что сегодня «в Чечне у государства не доходят руки до многих социальных проблем». По его словам, при высоком уровне безработицы – более 350 тыс. человек – и наличии в республике свыше 250 общественных организаций и партий неудивительно, что «социальная политика вызывает серьезные нарекания в обществе». Присутствие в Чечне множества «критически мыслящих граждан», с которыми власть еще недостаточно работает, по мнению г-на Алханова, «углубляет противоречия между властью и обществом». А как заявил «НИ» директор Института социального маркетинга Сергей Хайкин, именно этот разрыв и является «главной управленческой проблемой чеченских властей». И без ее решения какие-либо позитивные сдвиги в социально-экономической ситуации в Чечне невозможны. Изучал ли чеченский президент данные соцопросов, нам неизвестно, но его пятничное выступление показало, что он осознает необходимость диалога с собственным обществом. Или, по крайней мере, пытается создать видимость такого диалога. Подтверждением вышесказанного стало и то, что Алу Алханов не забыл о 14–16% населения Чечни, поддерживающих сепаратистов. Причем, если в начале своей речи он называл своих оппонентов в горах не иначе как «преступниками, пытающимися вернуть республику в средневековье», то, говоря о возможных мирных переговорах, уже именовал их «лидерами сопротивления». Чуть позже он задал присутствующим риторический вопрос: «Почему мы не можем назвать имена политиков, из-за которых погибли десятки и сотни людей?»

Ясно, что к подобным откровениям Алу Алханова подталкивает суровая необходимость. Чеченцы видят, что, несмотря на демонстративный оптимизм местных и федеральных властей, в Чечне до сих пор не построено ни одного нового жилого дома, а выплата компенсаций обернулась разгулом коррупции.

"