Posted 28 сентября 2010,, 20:00

Published 28 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:40

Updated 8 марта, 06:40

Судьба назначенца

Судьба назначенца

28 сентября 2010, 20:00
Судьба назначенца

Отпраздновав в иноземных Альпах свое 74-летие и ступив на московскую равнину, 18-летний мэр российской столицы полностью потерял чувство реальности. Уподобившись известному сказочному персонажу, Юрий Лужков решил сыграть роль непоседливого и дерзкого героя, который и от дедушки Ельцина ушел, и при его приемнике свою задорную песенку спел, думал, что от немилости молодого президента Медведева и подавно увернется. А вот почему-то не удалось. Почему же?

Москва, как кривое зеркало эволюции современной России, отражала и отражает в себе все политические, экономические и социальные изменения, которые претерпела страна за последние 20 лет. Менялись лица президентов и премьер-министров, возникали и исчезали политические партии и общественные движения, рождались одни олигархи, когда другие отправлялись на тюремные нары. Незаменимыми оставались только народ (как население) и мэр Москвы Лужков (как предводитель столичной бюрократии и распорядитель финансовых потоков). И здесь, в кресле столичного градоначальника, Юрий Михайлович долго устраивал всех временных руководителей страны.

Нельзя сказать, что бессменный мэр Москвы был желанным и долгожданным подарком для начальников страны. Он и дерзил, и интриговал, и провоцировал их, и даже многократно и безнаказанно хамил. Но оба полносрочных президента страны 16 лет его терпели и сносили. По разным причинам и в разных обстоятельствах. Вознамерившись было стать президентом всея России, Юрий Лужков открыто бросил в лицо Борису Ельцину фразу: «За мной вся Москва, а кто за вами?» Так он по-гусарски парировал тогдашнюю угрозу лишения поста столичного градоначальника. И, надо признать, он был во многом прав и практически неуязвим. Потому что в 90-е годы в стране еще существовали и действовали демократические принципы избирательного права. И лишить доверия мэра могли только избравшие его на этот пост московские избиратели.

Теперь настали другие времена. И указ президента страны стал юридически весомее ставшего гипотетическим мандата жителей Москвы. А за спиной столичного градоначальника отныне, как оказалось на поверку, не вся Москва, а лишь хорошо прикормленная часть чиновничества, готовая к тому же в любую минуту переметнуться на службу к новому, назначенному Кремлем хозяину.

Злая ирония судьбы. Глава московского правительства с небывалым рвением и даже упоением непрестанно перекрывал площади и майданы столицы для митингов оппозиции в защиту конституционных прав и за возвращение Москве права избирать своего мэра. Как говорили в 30-е годы, сосланные в ГУЛАГ эсеры и меньшевики вновь прибывшим в их края по этапу большевикам: «За что боролись, на то и напоролись». И апеллировать теперь некому и не к кому.

Чувство реальности Юрий Лужков потерял не вчера, а тогда, когда в угоду политической конъюнктуре добровольно и досрочно отказался от выборного мандата ради того, чтобы стать президентским назначенцем. Именно 27 июня 2007 года (а не 28 сентября 2010-го), когда Лужков был утвержден в должности мэра Мосгордумой по представлению президента РФ, можно считать началом конца его карьеры. Три года назад Юрий Михайлович, видимо, думал, что вновь переиграл-перехитрил всех своих оппонентов, заручившись поддержкой самого гаранта Конституции. Тогда он выиграл бой местного значения, но проиграл стратегическое сражение. А вот когда он встрепенулся, испытав на себе все прелести судьбы чиновника-назначенца, было уже безнадежно поздно. Поэтому неуклюжие попытки Юрия Михайловича заикнуться о возврате к добрым демократическим выборам мэра столицы были быстро и решительно пресечены Кремлем.

Лужков не только не понял и не принял сигнал от Спасской башни, но и отбил в ответ дерзкую публичную отповедь о нежелании добровольно покидать московский олимп. За что моментально и поплатился. Публичная порка мэра-старожила и политика-тяжеловеса президентским указом стала не только позорной, но и первой показательной в своей категории. Демократичный ремень для непонятливых чиновников в стране с жесткой вертикалью власти пока никто указом не отменял.

Юрий Михайлович, напомню вам главное российское правило для крупных чиновников: «Сходя после отпуска с трапа самолета, посмотрите внимательно по сторонам, в ту ли вы страну вернулись?» Из невыученного вами урока наиновейшей истории России.

Автор – обозреватель «НИ»

"