Posted 28 сентября 2006,, 20:00

Published 28 сентября 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 08:57

Updated 8 марта, 08:57

Лучший подарок от политика

Лучший подарок от политика

28 сентября 2006, 20:00
Обнаружив, что привычка к чтению вновь входит в моду, все большее число политиков в последние годы ударились в писательство. Кто-то описывает свой нелегкий жизненный путь, другие анализируют ситуацию в стране, а некоторые даже пытаются писать художественные произведения. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, например, собра

Пролог
Как раскручивают депутатов


Мнения экспертов по поводу того, насколько хорошо продаются книги, написанные политиками, разошлись. «Такие книги всегда успешны, – сказала «НИ» исполнительный директор торгового дома «Библио-Глобус» Лариса Веденьева. – Они всегда вне конкуренции и довольно хорошо расходятся». Заместитель генерального директора торгового дома «Молодая гвардия» Галина Кувардина уточняет, что на самом деле успех того или иного произведения зависит от политика, его статуса, популярности и от того, что он, собственно, преподносит читателю. «Во многом важно и то, какая реклама предшествовала выходу издания, – поделилась она с «НИ». – Если о книге рассказали, то она пользуется спросом». Но реклама не единственный показатель. В конце концов реклама сопутствует выходу книги любого политика. Но бывали и такие случаи, говорят эксперты, когда в раскрутку потенциального политического бестселлера вкладывались огромные деньги, а продали в итоге «одни слезы».

Гораздо важнее, интересен ли сам политик читателям как личность или же его воспринимают как обычного демагога. Менеджер торгового дома «Москва» Наталья Чупрова рассказала, что, к примеру, книга Ирины Хакамады «Sex в большой политике» произвела самый настоящий фурор. «Мы продали очень много экземпляров, – сказала г-жа Чупрова. – К Хакамаде приходят толпы народа – послушать, поговорить. Она у нас была несколько раз на встречах». Эксперт даже полагает, что книги являются реальным показателем популярности политика. «Человек должен состояться, иметь у народа некий вес и авторитет, – говорит она. – По книгам это очень хорошо видно».

Глава 1.
Скандалы всегда в цене


Если посмотреть рейтинги продаж политических откровений в книжных магазинах Москвы, то сейчас большим спросом пользуется книга Егора Гайдара «Гибель империи. Уроки для современной России». «Гайдара все ругали и не любили, а его книжка улетает на ура, – призналась «НИ» менеджер торгового дома «Москва» Наталья Чупрова. – Мы даже не ожидали такого». Причем это происходит вопреки стереотипу о том, что в народной памяти Егор Гайдар прочно застолбил за собой звание врага народа № 2 после Анатолия Чубайса. Также в числе лидеров продаж произведение депутата Госдумы и журналиста Александра Хинштейна «Ельцин. Кремль. История болезни». Специалисты отмечают, что книги с привкусом скандала всегда хорошо идут. «Были одно время гонения на книжки Сорокина со стороны «Идущих вместе». Если до этого его книжки расходились спокойно, то тут продажи выросли в сто раз. С точки зрения книготорговли мы этим «Идущим вместе» просто сказали бы спасибо», – говорит г-жа Чупрова. По ее словам, бодро расходится и новая книга Евгения Примакова «Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX – начало XXI века)». Не исключено, что и здесь ключевым стало слово «конфиденциально» в названии.

Депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Митрофанов, который часто балует своих избирателей как кинофильмами собственного производства, так и литературными произведениями, считает, что есть специальный читатель, интересующийся прежде всего серьезной аналитикой, хотя таких людей и не много. А массовому потребителю больше всего интересна закрытая информация. «Какая-то кухня, связанная с политикой, взаимоотношения, жизненные истории и так далее, – сообщил он «НИ». – Необязательно это должно быть скандальное, но что-то закрытое, о чем люди не знают и не могут прочитать ни в Интернете, ни в открытой прессе». Примерно о том же говорит «НИ» Ирина Хакамада: «Если судить по тому, что пользуется успехом, то людей больше всего интересует, что политик может рассказать о внутренней жизни политики».

Глава 2
Путиниана: книжка за книжкой


Исполнительный директор торгового дома «Библио-Глобус» Лариса Веденьева рассказала, что читатели обращаются к политикам как к экспертам в своей области. На презентациях люди осаждают политических деятелей не менее напористо, чем это делают журналисты во время пресс-конференций. Интересуются, что происходит с Россией, причины этого, требуют прогнозы относительно будущего страны. Это же подтверждает и Наталья Чупрова из торгового дома «Москва»: «Вопросы задают исключительно глобального характера: как нам наладить политику с Востоком, решить проблему Курильских островов и так далее. Хакамаде одна женщина задала вопрос: «Скажите, пожалуйста, а вот если бы у нас в высших эшелонах власти было больше женщин, изменилось бы тогда что-то?» Она очень серьезно отнеслась к этому вопросу, долго думала и сказала: «Вы знаете, наверное, меньше бы воевали». А вот о личной жизни, как это ни странно, спрашивают очень редко.

Плохо идут и книги политических деятелей, которые пытаются заняться сочинительством и преподносят читателю свои художественные произведения. Хотя есть авторы, которые совмещают политическую жизнь с писательством, как лидер НБП Эдуард Лимонов. Но как отмечают сотрудники книжных магазинов, читатели по-прежнему воспринимают его как писателя, нежели политического деятеля, поскольку его художественные произведения идут лучше, чем рассуждения о политике. Характерно, что писательский зуд обуревает политиков, как правило, в предвыборный период. И тогда они начинают массово издавать за свой счет собственные творения. Однако, по наблюдениям экспертов, такие издания плохо продаются, так что этот номер не проходит.

Отдельная доходная тема – это книги о Владимире Путине. Но, похоже, что ее в последние годы эксплуатировали слишком усердно. «Сейчас эта литература уже расходится не так широко, – считает заместитель генерального директора торгового дома «Молодая гвардия» Галина Кувардина. – Очень много пытались написать о президенте – и написали. Читатель, посмотрев, что это такое, делает выбор». Лучше всего из изданий о президенте России продавались книги, написанные журналистом ИД «Коммерсант» Андреем Колесниковым «Я Путина видел» и «Меня Путин видел». Так что следующим хитом в обширном списке путинианы станут, пожалуй, только мемуары, которые, быть может, напишет сам президент.

Глава 3
«Литературные негры» на плантациях политиков


Если к Эдуарду Лимонову вопросов об авторстве его книг ни у кого не возникает, то к другим политикам-литераторам они есть. Как и многие модные сегодня авторы детективов или фантастики, иные депутаты или лидеры партий не брезгуют прибегать к услугам так называемых «литературных негров». Впрочем, из истории известно, что грешил этим и сам великий Дюма-отец. У политиков зачастую творят их пресс-секретари или нанятые пиарщики. Алексей Митрофанов уверен, что сейчас большинство его коллег так и поступает. Но депутат настаивает, что сам он к такого рода помощи не прибегает: «Просто я пишу с 20 лет и давно публикуюсь». Впрочем, полагает г-н Митрофанов, читателя этот вопрос не очень-то и волнует, поскольку в книге политика он ищет прежде всего информацию, факты. Ирина Хакамада в свою очередь напомнила, что «у всех есть литературные обработчики». Лариса Веденьева считает, что и здесь читателя трудно обмануть. «Люди подспудно знают это, потому что при общении с автором ему задаются вопросы, на которые он либо отвечает, либо забалтывает их, – сказала она. – Тогда людям становится ясно, кто писал сам, а кто нет. Факты интересуют в первую очередь, а кто их изложил, наверное, не очень».

Эпилог
Закат эпохи


В заключение приходится признать, что «золотой век» политической литературы в стране уже прошел. То ли достойные персонажи перевелись, то ли читатель стал более искушен и требователен. Книготорговцы с ностальгией вспоминают 90-е годы, когда люди стояли в очередях, чтобы получить заветный экземпляр откровений политических деятелей. Менеджер торгового дома «Москва» Наталья Чупрова вспоминает, как разбирали книги тогда: «Где-то в 1991 году вышла книга Эдуарда Шеварднадзе, тогда мы ее в каких-то бешеных количествах продавали, да заказывали по 10 тысяч только на один магазин. Очень хорошо шла книга Раисы Максимовны Горбачевой «Я надеюсь…». В 90-е вышла первая книжка Ельцина, хотя и дорого стоила, но продавалась очень хорошо»...

КАКИХ ПОЛИТИКОВ СЕГОДНЯ ЧАЩЕ ВСЕГО ПОКУПАЮТ?

«Новые Известия» составили своеобразный рейтинг популярности книг, продаваемых в эти дни в столичных магазинах в разделе «Политические мемуары, журналистские расследования». Рейтинг составлен по данным ТД «Москва». Надо отметить, что некоторые из представленных изданий появились в продаже недавно и еще не вышли на пик своей популярности.

1. Федута А. «Лукашенко. Политическая биография»
2. Яковлев А. Н. «Сумерки»
3. Коржаков А. В. «Борис Ельцин: от рассвета до заката. Послесловие»
4. Зенькович Н. А. «Путинская энциклопедия. Семья. Команда. Оппоненты. Преемники»
5. Черняев А., Медведев В., Шахназаров Г. «В Политбюро ЦК КПСС…»
6. Лужков Ю. М. «Тайна Гостиного двора. О городе, о мире, о себе»
7. Хакамада И. «Sex в большой политике»
8. Панюшкин В. «Михаил Ходорковский. Узник тишины»
9. Примаков Е. М. «Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами»
10. Хинштейн А. Е. «Ельцин. Кремль. История болезни»

Для наглядности можно упомянуть, что со значительным отрывом все книги, указанные в рейтинге, опережают такие издания, как воспоминания госсекретаря США Колина Пауэла и экс-президента США Билла Клинтона. А также сочинения Иосифа Сталина и речи Эрнста Че Гевары.

"