Posted 29 августа 2016,, 16:21

Published 29 августа 2016,, 16:21

Modified 8 марта, 03:01

Updated 8 марта, 03:01

Москву захлестнула волна телефонной агитации единороссов

Москву захлестнула волна телефонной агитации единороссов

29 августа 2016, 16:21
Столичное отделение «Единой России» навязчиво контактирует с москвичами, не брезгуя сомнительными политтехнологиями. Главный вопрос - откуда берутся личные телефоны граждан?
Сюжет
Выборы

Ранним утром, еще до выхода на работу, в моей квартире зазвонил телефон. Женский голос на другом конце провода, представившись некой социологической службой, попросила меня ответить на несколько «нетрудных» вопросов. «Если только быстро», - из чувства вежливости согласился я, поглядывая на часы.

Первый же вопрос, прозвучавший как бесспорное утверждение, прозвучал так: в непростое для нашей страны время, все мы должны проголосовать за «Единую Россию». При такой постановке вопроса трудно ответить отрицательно, чтобы тебя сразу же не причислили к непатриотам, или, что того хуже, к представителям «пятой колонны». Ведь в распоряжении самоназванных социологов может оказаться мое политическое кредо, а в сцепке с имеющейся, по всей видимости, у них базой персональных данных, кто знает, как они воспользуются моим гражданским портретом.

В ответ прошу уточнить название социологической службы. После некоторой паузы на другом конце провода женский голос сослался на московское отделение партии «Единая Россия». «А если у меня другие политические предпочтения и я не захочу стать участником вашего, с позволения сказать, узкопартийного опроса?»

Телефонный «социолог» не очень огорчился моим отказом в участии такого опроса. По всей видимости, эту новоявленную социологическую службу не столько интересует результат опроса, сколько количество охваченного телефонными звонками избирателей.

Я еще успел спросить единоросского «социолога»: а какой базой данных воспользовались при этом персональном звонке на мой домашний телефон. «Телефонной книгой», - последовало разъяснение.

Признаюсь, я уже не помню, когда в последний раз видел гроссбух московских абонентов в печатном исполнении. Видимо, в данном случае воспользовались электронной базой МГТС, доступ к которой (в полном объеме) доступен далеко не всем.

Не успел я отбиться от соцопроса на дому, как меня догнал уже на бегу аналогичный «соцопрос» по мобильной связи. Услышав уже знакомый вопрос-утверждение о долге перед «Единой Россией» и Путиным, не стал утруждать ни себя (респондента), ни загадочного «социолога» долгим разговором. Было и без того понятно, что я, как избиратель, попал под агитационный пресс правящей на сегодняшний день в стране партии.

Позже выяснилось, что это московское отделение «Единой России» массировано обзванивает жителей столицы, призывая их поддержать партию на предстоящих в сентябре выборах. Для этого московские функционеры «ЕР» заключили контракт с неким колл-центром, сотрудники которого обзванивает избирателей, и агитируют их отдать предпочтение кандидатам-единороссам на предстоящих выборах. Это подтвердил руководитель исполкома московского отделения «Единой России» Олег Смолкин, добавив при этом, что здесь нет ничего предосудительного и незаконного, так как социологические опросы во время выборной кампании не запрещены, а услуги нанятого колл-центра оплачены с избирательного счета партии.

Но все ли здесь так чисто и безоговорочно? Юрист Дмитрий Качанов сказал «НИ», что в такой форме обзвона можно усмотреть нарушение закона «О персональных данных». «Нетрудно догадаться, что в распоряжении «обзвонщиков», которые представляются социологами, есть доступ к базе данных номеров телефонов москвичей. Ссылки на «случайный набор номера» теряют достоверность, когда невидимые «социологи», нередко обращаются к респондентам по имени-отчеству – полагает правовед». И здесь можно увидеть использование административного ресурса, что само по себе уже противоречит избирательному законодательству.

Лукавство московских единороссов, называющих агитационный обзвон горожан опросом, раскрывает директор Центра политических исследований Андрей Майборода. «Все дело в том, что методику агитационной работы, которую сейчас применяют единороссы, хорошо известна. Более 15 лет назад вышла монография Московского отделения Фонда развития парламентаризма «Хочешь стать депутатом? Стань им!», в которой подробно и детально описан этот метод агитационной работы. Рекомендую ознакомиться с советами политехнологов Амелина и Федоркина и вы найдете ответ на все интересующие вопросы», - посоветовал «НИ» политолог.

Воспользовавшись советом аналитика, корреспондент «НИ» изучил этот труд политтехнологов и, действительно, нашел ответы на многие вопросы, которые раскрывают «кухню» нынешней агитационной работы единороссов. Первой целью наемного колл-центра является агитация по телефону, как наиболее эффективный метод. Читаем монографию-наставление:

«Агитация происходит в форме телефонных «социологических» опросов. Эта форма удобна тем, что она интонационно нейтральна и не оказывает давления на избирателей. Позитивные оценки кандидату даются как бы «объективным» собеседником, представителем науки. Иногда при этом по результатам такого рода «опросов» делаются выводы о популярности и рейтинге кандидата и его соперников».

Учитывает данная политтехнология и недоверчевых респондентов, интересующихся всезнайством таких «социологов». «Бывает, что коммуникацию по телефону затрудняет подозрительность избирателей. Они спрашивают, как Вы получили мой телефон, почему звоните именно мне. Ответ достаточно прост: нужно сослаться на телефонную книгу».

Таким образом, и в нашем случае все совпадает буквально дословно. И все становится понятным и очевидным.

Правоведы отмечают, что формально к агитационному телефонному обзвону предъявить претензии все же трудно.

Так, в Федеральном законе от 18 мая 2005 года (в редакции от 5 октября 2015 года) «О выборах депутатов Государственной тдумы Федерального Собрания РФ» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января нынешнего года), в статье 55 «Предвыборная агитация» говорится, что предвыборная агитация может проводиться, в частности, и «другими незапрещенными настоящим Федеральным законом, методами».

«Именно в этом расплывчатом законодательном уточнении и кроется корень зла и, в то же время, формальная неуязвимость единороссов перед законом, практикующих очевидную выборную агитацию по телефону под видом безобидного опроса мнений избирателей, - сказал «НИ» юрист Дмитрий Качанов. – Остается лишь моральная сторона этого вопроса, на которую в разгар избирательной кампании, увы, мало кто ориентируется».

"