Posted 28 августа 2007,, 20:00

Published 28 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:35

Updated 8 марта, 08:35

Портрет на фоне толпы

Портрет на фоне толпы

28 августа 2007, 20:00
Уже в конце этой недели будет дан официальный старт предвыборной гонки за места в Госдуме. Партии в едином порыве вспомнят о проблемах избирателей. До декабря всякий обиженный гражданин, а тем более целая группа пострадавших могут смело рассчитывать на появление на своем пикете какого-нибудь кандидата в депутаты, а то

Ведь в последнее время политики усвоили нехитрую мысль: стихийные митинги и пикеты граждан можно использовать как площадки для собственного пиара. Причем совершенно бесплатного. Эксперты «НИ» уверены: политики не могут сами организовать такие искренние митинги, потому что страшно далеки от народа.

Каждую неделю в Москве происходят столкновения между горожанами, которые протестуют против уплотнительной застройки, и строителями. Люди не подают в мэрию никаких уведомлений о проведении митинга, они не едут в центр города с плакатами. Они просто выходят в свой двор и живой стенкой загораживают место застройки от бульдозеров, защищая, например, детскую площадку, построенную на свои деньги. Порой акции заканчиваются избиениями участников, а в ходе противостояния на улице Косыгина был даже зафиксирован случай стрельбы. Чаще всего такие акции проходят при поддержке левых радикальных движений, вроде «Авангарда красной молодежи» и Союза коммунистической молодежи. Но накануне выборов не обходится и без политиков покрупнее. В июле жители столичного района Кунцева, проживающие на улице Академика Павлова, сражались со строителями и милицией. К протестующим присоединился депутат Мосгордумы – зампред партии «Яблоко» Сергей Митрохин, под руководством которого горожане вытолкали трактор за пределы стройплощадки. С помощью ломов г-н Митрохин перед телекамерами опрокинул два бетонных блока. Спустя некоторое время на площадке оперативно появился и депутат Госдумы, член партии «Справедливая Россия» Александр Лебедев, который перед теми же камерами потребовал от властей «сесть и все обсудить».

Эксперты говорят, что подобный прием партии используют часто и довольно успешно. «Акция протеста, безусловно, имеет дополнительный психологический ресурс и потенциал, который выгоден для политика, – рассказала «НИ» президент Центра политического консультирования «НИККОЛО М» Екатерина Егорова. – Но протест легче возглавить, чем организовать изначально». Действительно, говорит «НИ» президент «Русской школы PR» Юрий Любашевский, легче воспользоваться стихийным протестом. «Не надо тратить ни денежные, ни организационные ресурсы», – считает он.

Часто политики жалуются на низкую активность граждан, но какой смысл человеку участвовать в протестной акции под абстрактными лозунгами «нам нужна «Другая Россия» (какая другая?) или «против бедности» (также можно митинговать против коррупции, против чиновников и пр.). Практика показывает, что люди готовы бороться за конкретные цели. Современные российские политики, поясняет президент Института национальной стратегии Станислав Белковский, не в состоянии найти нерв ситуации, они не в состоянии понять, что именно интересует сегодня граждан, и найти темы, которые взволнуют тысячи и десятки тысяч людей. «Если бы политики не мыслили так масштабно, не были так бесконечно далеки от народа в своей медийной эйфории, то, конечно, они собирали бы людей», – полагает эксперт. Как подчеркивает Екатерина Егорова, чаще всего они организовывают акции под лозунги, сочиненные, что называется, от балды. «Темы берутся из воздуха, поэтому и народ не идет», – поясняет она.

Автомобилист – вариант беспроигрышный

Одно из самых громких стихийных выступлений прокатилось по стране после аварии на трассе Бийск–Барнаул 7 августа 2005 года. В этом ДТП погиб алтайский губернатор Михаил Евдокимов. Тогда суд признал виновным простого водителя Олега Щербинского, получившего четыре года колонии. В результате начались стихийные акции протеста водителей. За несколько дней до рассмотрения кассационной жалобы Олега Щербинского возглавить борьбу за его освобождение вдруг решили «единороссы», хотя до этого, несмотря на широкий резонанс этого дела, не интересовались ситуацией вовсе. «Единая Россия» присоединяется только к тем акциям, по которым уже есть решение наверху, – утверждает Станислав Белковский. – Если Кремль принял какое-то решение в пользу народа, то «Единая Россия» может к ней присоединиться». При этом эксперт считает, что лидеры инициативных групп граждан прекрасно понимают, что они нужны политикам «как элемент раскрутки, и политики забудут о них, как только пиар-эффект будет достигнут». Председатель движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков считает, что политики стараются использовать автомобилистов особенно перед выборами. «В наших акциях участвовали представители разных партий, но мы считаем, что должно быть не менее двух партий, – сказал он «НИ». – Иначе сразу было бы подозрение, что мы легли под какую-то партию».

МИХАИЛ ЗЛАТКОВСКИЙ, «НИ»

Можно работать и с вкладчиками

Ситуацию с гражданами, пострадавшими из-за различного рода крупномасштабных афер, пытаются использовать самые разные политики. И срок давности здесь роли не играет. В марте 2006 года представители ликвидированной НБП захватили одно из отделений Сбербанка в Москве с требованием вернуть населению сгоревшие в 1991 году вклады. Под лозунгом «Верните вклады народу, гады!» они врывались и в здание Минфина, но тогда серьезно никто не воспринимал их требования. В этом году представители оппозиционной коалиции «Другая Россия» собрали группу вкладчиков Сбербанка, от имени которых спустя 16 лет был подан иск к правительству России. К этой выгодной теме подключился и лидер «Справедливой Россия» Сергей Миронов, который накануне выборов в Думу предложил компенсировать населению потери от обесценивания сбережений в Сбербанке путем выпуска ценных бумаг. Он также успел принять участие в конференции организаций обманутых вкладчиков и соинвесторов и подписал соглашение с обязательством включать представителей этой категории российских граждан в списки кандидатов от партии на выборах разного уровня. «Наше движение не является фигурантом в этом соглашении, которое подписано лишь с «Вкладчиками России», – говорит «НИ» председатель «Ассоциации помощи пострадавшим инвесторам» Антон Беляков. – Такое прямое ангажирование и связь с какой-то конкретной политической структурой идет во вред нашему делу». Но вместе с тем он признает, что если «Справедливая Россия» предложит включить представителей ассоциации инвесторов в списки, то это предложение они примут.

Обманутые дольщики и вкладчики являются благодатным материалом, с которым работают партии, говорит Екатерина Егорова. «У этих людей может быть лидер, но он не может сдать этих людей какой-то партии за деньги, – поясняет она. – Другой вопрос, если партия обращается к людям с обещаниями, которые их волнуют. То есть, например, за лидером стоят дольщики, он приходит к коммунистам и говорит: я сейчас вам их отдам. Но если коммунисты не найдут каких-то очень важных для этих людей слов, которые действительно их затронут, то они просто не смогут их использовать». Как говорит Станислав Белковский, любая инициативная группа недовольных граждан ищет конкретный административный или политический ресурс, который решил бы их проблему. «Им важен не процесс, а результат, а партиям важней именно процесс», – считает эксперт. Но пока партии существуют отдельно и протестные группы отдельно, уверен политолог.

Самодеятельность наказуема

Эксперты отмечают, что «бесхозные» протестующие гораздо опаснее для властей, чем любые даже самые радикальные оппозиционеры. И чиновники заинтересованы в том, чтобы партия власти возглавила стихийные выступления. Страшный сон чиновника: палаточный лагерь в центре столицы. 19 мая прошлого года на Горбатом мосту возле Белого дома дольщики установили 15 палаток и объявили, что не прекратят акцию протеста до тех пор, пока к ним не выйдет кто-либо из министров. Однако в ночь на 20 мая палатки были сметены отрядом ОМОНа. Но не любой протест можно так легко подавить. В ночь на 30 августа 2006 года в одном из ресторанов города Кондопоги произошла массовая драка, в которой погибли два местных жителя. После их похорон в городе начались массовые беспорядки, местная молодежь поджигала здание ресторана, а также несколько торговых точек, принадлежавших выходцам с Северного Кавказа. Моментально к массовым протестам жителей подключились сначала местные представители ДПНИ, а затем в город приехали активисты движения из Москвы. В дальнейшем они сделали название города одним из своих главных лозунгов.

В целом эксперты считают, что протестные настроения это ресурс, которым можно торговаться. «Если все продается, то почему не могут продаваться массовые волнения? – резонно замечает президент «Русской школы PR» Юрий Любашевский. – Здесь речь идет о повышении рейтинга. Понятно, что когда в Бутово проходят бульдозерные акции, человек приезжает, то его лицо показывают по телевизору. А политика должны показывать».

В Петербурге сносят «беспартийные» ограды


Многие протестные выступления петербуржцев против вырубки скверов или уплотнительных застроек возглавляют в Петербурге представители местного отделения партии «Яблоко». В результате питерские «яблочники» – экс-депутаты Михаил Амосов и Наталья Евдокимова, не допущенные до выборов в городской парламент, всю весну 2007 года занимали первые строчки по числу упоминания в СМИ. В период проведения «маршей несогласных» на пике популярности было в городе имя депутата Сергея Гуляева, которого власти также не допустили до избирателей. Два года жители домов, расположенных на проспекте Энгельса, боролись со строителями, желающими возвести на Светлановской площади ресторан быстрого питания. Несмотря на пикеты, собрания и акции протеста народа, строители вырубили в сквере старые березы и вырыли котлован под фундамент. И тут героем на несколько дней стал депутат ЗакСа Терентий Мещеряков. Когда господин Мещеряков был простым муниципальным депутатом, то на общественных слушаниях, где народ согласился со строительством ресторана, обсуждался участок на северо-востоке Светлановской площади. А в постановлении городского правительства фигурирует северо-западный участок на месте зеленого сквера. Муниципал за это время успел стать городским парламентарием и тут же прославился как защитник интересов избирателей. А вот жительница Фрунзенского района Валентина Котова рассказала «НИ» еще более любопытную историю. Несколько лет жильцы микрорайона добивались от местных властей благоустройства дворовой спортивной площадки для детей. Устав от объяснений «денег нет», люди скинулись и заказали для площадки симпатичную ограду, купили несколько машин песка, врыли столбы с баскетбольными сетками. «В один прекрасный день какие-то злоумышленники снесли новый забор и куда-то увезли, – говорит госпожа Котова. – Мы бросились в милицию, но там руками развели». Каково же было удивление людей, когда через три дня ограда вокруг их спортивной площадки снова появилась, но теперь она была украшена яркими логотипами «Единой России» и лозунгами с призывом заниматься спортом!

Наталья ШЕРГИНА, Санкт-Петербург


Депутаты Израиля любят «пиариться» среди протестующих граждан

Израильская полиция с бунтовщиками поступает очень жестко. Достаточно вспомнить обошедшие весь мир кадры выселения евреев из домов в секторе Газа во время объявленного бывшим премьер-министром Ариэлем Шароном одностороннего размежевания. А так получить от властей разрешение на демонстрацию, митинг, шествие или пикет протеста у того или иного учреждения нетрудно. Разумеется, на демонстрациях почти всегда присутствуют депутаты кнессета. Таким образом парламентарии «пиарят» самих себя. Причем в данных случаях партийная принадлежность значения почти не имеет. Конечно, «русские» депутаты правительственной партии «Кадима», «Ликуд» или «Наш дом – Израиль» чаще всего посещают митинги и демонстрации, организованные выходцами из стран СССР. Депутаты иногда так заигрываются в «вожаков» протестующих, что забывают о своих прямых обязанностях. Иногда возникают ситуации, которые иначе, как нелепыми или комичными, не назовешь. Так, депутаты кнессета, члены комиссии по госконтролю проигнорировали ее заседание. На него явился только один депутат Звулон Орлев, ее председатель. И в самом деле, зачем депутатам ходить на заседания, ведь лучше всего «пиариться» среди протестующих.

Валентин БОЙНИК, Иерусалим


Политики Польши чутко прислушиваются к голосам недовольных

В Польше от выборов к выборам все меньше избирателей приходят к урнам для голосования. Поэтому последние годы ряд польских политиков очень чутко реагируют на всевозможного рода социальные протесты, чтобы возглавить их и на волне народного недовольства вознестись к вершинам власти. Как это случилось, например, с партией Анджея Леппера «Самооборона», получившей на последних парламентских выборах более 15% голосов избирателей. Особую популярность в народе лидеру «Самообороны» принесли проходившие пять лет назад акции с высыпанием зерна на железнодорожные пути и у здания сейма. Тогда пятнадцатимиллионное польское крестьянство бурно выражало свое недовольство дискриминирующей их политикой правительства Польши. Анджей Леппер возглавил протесты, приправив их личным колоритом, и не прогадал. Три года спустя его партия, войдя в правящую коалицию, стала одной из самых представительных в сейме, а сам пан Леппер оказался сразу в двух креслах – вице-премьера и министра сельского хозяйства. Три месяца назад по Польше прокатилась волна забастовок работников сферы здравоохранения. «Примазаться» к ним попыталась было оппозиционная парламентская партия «Гражданская платформа». Но «не срослось» – медработники вежливо отказались от самозванных вождей.

Виктор ШАНЬКОВ, Варшава


Грузинская оппозиция помогает людям выразить свое «фе» властям

Причин для возмущения у людей в Грузии, уставших от множества социально-экономических проблем, хватает. Выразить свое недовольство социальной политикой правящей партии простым гражданам активно помогают непарламентские оппозиционные политики. Один из самых активных протестантов, лидер партии «Картули даси» Джонди Багатурия считает, что уличные акции –это единственный способ оказать влияние на власть и заставить правящую партию пойти на уступки. Порой между так называемыми «уличными» политиками возникает несогласие. В начале лета на акциях перед парламентом Грузии в Тбилиси лейбористы настойчиво требовали отставки президента Михаила Саакашвили и даже сожгли его чучело. Но не нашли поддержки со стороны своих коллег. «Никакой революции. Мы не сторонники этого», – объяснил тогда журналистам Джонди Багатурия, который в свое время покинул ряды лейбористской партии. Темами для уличных акций протеста в последнее время служат – непопулярное среди торговцев на вещевых рынках решение правительства о введении кассовых аппаратов, закрытие старейшего центрального продуктового так называемого «дезертирского» рынка, а также блошиного рынка на Сухом мосту в Тбилиси. Все тот же Джонди Багатурия призвал людей, торговавших на блошином рынке, организовать торговлю прямо перед столичной мэрией, однако эта попытка была пресечена полицией.

Ирина БАРАМИДЗЕ, Тбилиси

"