Posted 28 июня 2010,, 20:00

Published 28 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:52

Updated 8 марта, 06:52

Последнее лето «Речника»

Последнее лето «Речника»

28 июня 2010, 20:00
На этой неделе межведомственная рабочая группа представит Дмитрию Медведеву варианты решения конфликта вокруг дачного поселка «Речник» в столичном районе Крылатское. Как выяснили «НИ», вариантов подготовлено два: сохранить «Речник», обязав его жителей не разрушать дамбу, на которой стоит поселок, или снести дома и пред

При въезде в «Речник» на заборе напротив мусорных контейнеров висит плакат: «Президент – мы с тобой!». Чуть дальше – портрет Дмитрия Медведева с пририсованным значком «Защитник «Речника». История этого поселка известна всей стране. 21 января нынешнего года «Речник» начали сносить. Две недели спустя, 4 февраля, вмешался президент – потребовал проверить соблюдение прав граждан. Снос остановили, приставы и гастарбайтеры со строительной техникой из поселка ушли. Была создана межведомственная рабочая группа во главе с заместителем министра экономики Игорем Маныловым.

Но поселок в покое не оставили. «Указ президента – им не указ», – говорит «НИ» член правления садового некоммерческого партнерства «Речник» Людмила Гайдук. Женщину в поселке знают все, но она носит на шее бейджик с фамилией и должностью. Еще при ней толстый блокнот, куда она вписывает номера машин местных жителей. На следующей неделе в «Речнике» установят шлагбаум, открывающийся электронным ключом. Пока же поселок донимают мародеры. Когда сносили дома, рабочие вывезли вещи и мебель. Затем переключились на цветной металл и уцелевшие кирпичи и плитку – сортировали, складывали в кучи и вывозили на грузовиках. Местные жители утверждают, что грузовики были с пропусками за подписью главы управы района Крылатское Виталия Никитина.

Весной с разоренных участков начали выкапывать саженцы – клубнику, малину, вишни. Украли даже ели и пихты. Попутно сожгли еще четыре дома в дополнение к 22, снесенным до вмешательства Медведева. Мародеров ловили и сдавали милиционерам, но милиционеры их отпускали. По словам Гайдук, один из жителей «Речника» сфотографировал свое заявление, которое подавал в ОВД Крылатское. А когда спустя месяц стали выяснять, как движется дело, никакого заявления в ОВД не нашли.

Обочина главной улицы поселка утыкана железными столбиками с табличками – буквы «ГК» и цифры от семи до девяти. Столбики появились в мае: в поселок нагрянула комиссия от ФГУП «Канал имени Москвы». Члены комиссии назвали землю под поселком дамбой и воткнули столбики, чтобы отслеживать усадку. А жители поселка развернули столбики табличками параллельно дороге, чтобы не мешали машинам. «Выдрать столбики – одна минута. Но народ здесь законопослушный», – говорит Людмила Гайдук. У речниковцев для борьбы с дамбой есть другое оружие: справка из Росреестра, что эта дамба там не зарегистрирована и, следовательно, является не гидротехническим сооружением, а «обваловой насыпью», на которой строительство разрешено.

Снос домов президент остановил, но суды против жителей поселка продолжаются. «Мы говорим Манылову – идут суды. А он отвечает – я их отменить не могу», – рассказывает председатель СНП «Речник» Ирина Гурлынина. Уже вынесено Кунцевским райсудом и утверждено Мосгорсудом семь новых решений о сносе домов. В процессе находятся еще около 60 дел, то есть снос грозит четверти из оставшихся в «Речнике» примерно 250 домов. Выиграть ни одного дела жители поселка пока что не смогли.

Отставной капитан Александр Навроцкий в январе обкладывал свой дом бутылками с «коктейлем Молотова» и тазами с водой: в случае штурма он грозился облить приставов водой в 30-градусный мороз, а потом устроить самосожжение. Свой дом Навроцкий отстоял, но вскоре получил еще одно судебное решение – о взыскании 57 млн. рублей в пользу гражданина Скрипкина, который в 2006 году через посредничество Навроцкого купил три участка в «Речнике», но право собственности на них зарегистрировать не смог. На участке Навроцкого стоят два джипа. Смуглый молодой человек протирает стекла машин. «Я – гость. Я приехал, хозяин уехал», – отвечает он на просьбу поговорить с Навроцким. Потом выяснится, что Навроцкий дома, но общаться не хочет. Его имущество описано по иску на эти 57 млн. У него условный срок за хранение оружия (Навроцкий утверждает, что пистолет ему подбросили милиционеры, которые его же и нашли). Отставной капитан также проходит подозреваемым по еще одному уголовному делу – о порче строительной техники во время сноса «Речника».

Недавно по участку Навроцкого приняли уже второе (первое вынесли еще в 2008 году) судебное решение о сносе дома, только владельцем указали некую Галину Быстрову. В «Речнике» Быстрова никогда не состояла, но была в гостях у Навроцкого. Ее машину видел участковый и записал номер, сочтя, что это автомобиль владельца. «Это не первое решение, которое выносят на гостей», – поясняет Людмила Гайдук. «Вы думаете, вам все равно, что дом снесут, который вам не принадлежал? – вступает в разговор еще один житель поселка, просивший не упоминать свое имя. – А вам потом счет пришлют на два миллиона рублей – оплатить работу по сносу». Межведомственная рабочая группа обязала «Речник» провести перепись жителей и их участков. Перепись провели, но ее результаты пока держат в тайне, чтобы столичные власти не знали, кому предъявлять иски.

Обитаемые участки в «Речнике» выглядят, как в Европе: постриженные газоны, плиточные дорожки, цветники. И крупные надписи на заборах: «Решения суда нет». Там, где дома снесли, все заброшено, и крапива по пояс. И тоже надписи на заборах: «Решения суда нет». На участке Алексея Спицына остался только пустой гараж без ворот. Решения суда по его дому тоже не было, сносить должны были дом соседа. Но приставы по ошибке сломали дом Спицына, а соседний оставили. Спицын пожаловался в прокуратуру. Гайдук рассказывает, что прокурорские приезжали на участок и долго думали, что делать. А потом составили акт, что дом стоит на месте. Спицын же получил от приставов счет на два миллиона рублей – оплатить снос дома, который снесли по ошибке и который по документам продолжает стоять.

Из 300 участков «Речника» заброшено около полусотни. Председатель Гурлынина говорит, что некоторые перестали обрабатывать участки и платить взносы после того, как в 2006 году «Речнику» предъявили ультиматум и отключили электричество и воду. Сейчас вода здесь привозная, а электричество – от дизельных генераторов. Те же, чьи дома снесли, не едут на свои участки, «потому что больно», поясняет Людмила Гайдук. И тут же заверяет: «президент объявит свою волю – за день все очистят и посадят».

К 1 июля рабочая группа должна представить президенту рекомендации по решению конфликта вокруг «Речника». Уже известно, что под дачную амнистию поселок не подпадает, так как находится на федеральной земле. Пока что, по словам Гурлыниной, рассматривают два варианта. Один поддержали федеральные чиновники: признать «Речник» ведомственным поселком, зарегистрировать гражданам право собственности на их дома и обязать дачников обеспечить сохранность дамбы и свободный доступ к Москве-реке. Свободный доступ уже обеспечили – на участках, прилегающих к воде, отломали последнюю секцию забора. Правда, возникла другая проблема: на эти участки стали приходить отдыхающие и жарить шашлыки, причем не только на прибрежной полосе, но и в глубине участков.

Второй вариант решения поддерживают столичные власти, представители которых также входят в рабочую группу: снести поселок и дать тем людям, которые состоят в «Речнике» с 1956 года (таких осталось около сотни), участки в Подмосковье. Наследникам же и тем, кто участки купил, не давать ничего. В минувшую пятницу рабочая группа провела последнее заседание. К заседанию речниковцы подготовили презентацию. Ирина Гурлынина показывает слайды. Друг за другом следуют спутниковые фотографии «Речника» – современная (2010 года) и сделанная с американского спутника-шпиона в 1966-м (говорят, взяли в «Google»). Границы поселка обведены красной линией, и видно, что они за эти годы не изменились. Так жители опровергают обвинение в захвате земли сверх выделенного. Другой документ, на который уповают в «Речнике», – полученное на днях заключение геодезистов, что поселок полностью находится на федеральной земле. Ранее столичные власти утверждали, что земля под 43 участками принадлежит городу.

«Я верю в Медведева. Он должен разобраться, – произносит 80-летняя Мария Ивановна и начинает плакать. – Живем как на вулкане. Разве заслужили?» Нервы у жителей поселка измотаны, и противостояние уже в прямом смысле уносит жизни. За последние полгода умерли три соседки Марии Ивановны, а всего в поселке похоронили около 20 человек. Умерла бабушка с плаката, который украшает въезд в поселок: «Речник» – моя жизнь, будущее моих детей и внуков». 90-летний участник Великой Отечественной войны Филипп Цыглаков ходил на все собрания и писал письма Медведеву и Путину. А две недели назад сердце не выдержало – ветеран прямо на улице упал и потерял сознание. Сейчас он лежит в больнице и там ждет решения президента.

"