Posted 28 апреля 2005,, 20:00

Published 28 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:31

Updated 8 марта, 09:31

Дискуссионная трибуна

Дискуссионная трибуна

28 апреля 2005, 20:00
Активная кампания критики проекта договора между Россией и Чеченской Республикой, бушевавшая еще недавно на страницах некоторых московских СМИ, постепенно утихла. Судя по всему, она достигла достаточно ощутимых результатов, особенно в психологическом отношении. Чеченские разработчики из Государственного совета республи

Российские граждане, на которых обрушилась эта искусно организованная «стихия», остались в полной уверенности, что чеченцы пытались организовать очередное бедствие для России. Квинтэссенцией критических выступлений в СМИ можно считать слова известного экономиста Михаила Делягина, прозвучавшие со страниц сайта СПС «Кавказ-форум»: «Я думаю, что те абсолютно беспрецедентные требования, которые сейчас предъявило к России чеченское руководство, намного превышают все, что хотели Дудаев, Масхадов и остальные в экономическом плане. Вообще говоря, это напоминает требования Золотой Орды к завоеванной ею Руси». Однако и его исторические аллюзии меркнут перед статьей сенатора от Северной Осетии Валерия Кадохова под громким названием «Дудаеву и не снилось» в журнале «Российская Федерация сегодня». В ней он, видимо, обращаясь к чеченцам, задает вопрос: «И перед тем как заключать новые договоры, не лучше ли спросить себя: почему веками от нас страдают соседи, за что мы убили сотни детей в Беслане?!» Заканчивается статья этого толкователя снов Дудаева, по иронии судьбы являющегося заместителем председателя комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, пламенным призывом: «Хасавюрт-2 не должен пройти!» Читая эти нелепые заявления, невольно вспоминаешь цитату из стихотворения великого русского поэта Михаила Лермонтова: «Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».

А все дело в том, что бред о чеченской «Золотой Орде» и Хасавюрте-2 не имеет ни моральных, ни политических, ни правовых оснований, кроме желания навести «тень на плетень».

Во-первых, чеченское руководство в силу известных обстоятельств является самым законопослушным среди представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во-вторых, все документы, регулирующие жизнедеятельность республики, включая принятую на референдуме Конституцию Чеченской Республики, прошли предварительную экспертизу в Москве. Даже для избрания парламента Чеченской Республики, в силу особенностей ее Конституции, требуется указ президента Российской Федерации.

В-третьих, речь в данном случае идет только о попытке чеченского конституционного органа вывести договорный процесс из многолетнего тупика, куда его загнали московские чиновники. В связи с этим нелишне напомнить, что в соответствии с распоряжением В.В. Путина № 228-рп от 7 мая 2003 года проект договора между Российской Федерацией и Чеченской Республикой должен был быть подготовлен до 1 октября 2003 года.

Что касается того, чего «хотели Дудаев, Масхадов и остальные» от России, то, как их политический противник, имею твердые основания утверждать, что они добивались во всех «планах» только одного – независимости чеченского государства. Проблема до определенного момента состояла в том, чтобы дать возможность высказаться по этому поводу самому чеченскому народу. Всенародный референдум, проведенный в республике 23 марта 2003 года, дал в принятой на нем Конституции четкий и однозначный ответ – чеченский народ хочет жить в мире и согласии со всеми народами России в едином государстве.

Вместе с тем очевидно и другое: что собственными силами, без помощи федерального центра с последствиями многолетнего разрушительного кризиса Чеченская Республика не справится. Есть еще одно важное обстоятельство, о котором не стоит забывать: республика – единственный субъект Российской Федерации, не подписавший до настоящего времени Федеративный договор.

Правовой основой для решения этих двух взаимосвязанных задач является ст. 26.7, п. 1 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», где говорится, что «заключение договора о разграничении полномочий допускается, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации…».

Между тем «специфика» и особенности Чеченской Республики носят настолько впечатляющий характер, что она признана международным сообществом зоной гуманитарного, экономического, социального и экологического бедствия. Достаточно сказать, что республика по уровню безработицы занимает первое место в Российской Федерации, причем количество официально зарегистрированных безработных составляет 334,5 тыс. человек, или 62% от общего числа безработных граждан всего Южного Федерального округа.

По расчетам известного политика и экономиста Руслана Хасбулатова, для восстановления систем жизнеобеспечения республики необходимо около 150 млрд. долларов, или более 4 трлн. рублей. Однако по большому счету правительство Российской Федерации к решению этой чрезвычайно важной задачи еще не приступало. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры. В рамках федеральной целевой программы «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики на 2002 год и последующие годы» в 2002–2004 гг. Чеченской Республике было выделено всего лишь 12,9 млрд. рублей. В то же время, по разным оценкам, подготовка и проведение празднования 300-летия Санкт-Петербурга обошлись федеральному центру в сумму, превышающую 40 млрд. рублей. Далее, на 2005 год Чеченской Республике намечено выделить 5,82 млрд. рублей. Для сравнения: в Республике Татарстан в соответствии с федеральной программой «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан (2001–2006 гг.)» в текущем году будет выделено 9,982 млрд. рублей, а Республике Башкортостан по аналогичной программе – 6,624 млрд. рублей.

Приведенные данные лишний раз подтверждают тот факт, что средства, выделяемые для Чечни, – это, образно выражаясь, «капля в море» от того, чего требует реальная обстановка. Несложные математические подсчеты показывают, что при сохранении нынешних темпов финансирования для возрождения республики потребуется более 100 лет.

Также следует обратить внимание на то, что под аккомпанемент раскручиваемой в СМИ «шарманки» о «черной чеченской дыре» только в 2004 году «денежными мешками» отнюдь не чеченской национальности из страны, по самым скромным подсчетам, вывезено 17 млрд. долларов, или около 500 млрд. руб. На эти деньги, нажитые «непосильным трудом» чиновников и олигархов, за рубежом закуплены яхты, самолеты, виллы, дворцы, футбольные клубы и т.д. Поэтому истерика вокруг того, что Чечня грабит Россию, еще раз подтверждает старую истину о том, что громче всех «держи вора» кричат мошенники. В реальности московские коррупционеры пекутся не об интересах России, они попросту боятся, что в случае заключения договора могут потерять монопольное положение в столь высокоприбыльном «бизнесе», как «чеченский кризис». В свое время прекрасное определение этой ситуации дал президент Чеченской Республики Ахмат-хаджи Кадыров: «50% денег остается в Москве, 30% воруют чеченские чиновники и только 20% доходят по назначению».

С учетом всех этих обстоятельств предложения Госсовета республики, в том числе и о превращении Чеченской Республики в «регион интенсивного экономического развития», следует рассматривать как попытку переломить ситуацию, с тем чтобы в этом десятилетии, а не в XXII веке, чеченский народ мог нормально жить, а не выживать под угрозой ежедневного уничтожения. Заявленная позиция имеет реальное обоснование и опирается на мировой опыт, а также российскую практику создания особых (свободных) экономических зон в Ингушетии, Калмыкии, Калининградской области. И, судя по всему, российское правительство не собирается в ближайшем будущем отказываться от этой политики. На своем заседании 14 апреля 2005 года оно одобрило законопроект об особой экономической зоне в Калининградской области. Любопытно, что срок действия калининградской ОЭЗ в соответствии с этим документом – 25 лет, а раскритикованный проект «чеченского» договора рассчитан всего лишь на 10 лет.

Однако эти и другие меры, внесенные в проект двустороннего соглашения, даже в случае их принятия не смогут заработать без создания соответствующих международных, федеральных, региональных правовых и политических механизмов. Основой для их создания должна стать деятельность будущего парламента Чеченской Республики, который должен помочь руководителю республики Алу Алханову добиться коренного перелома в социально-экономической обстановке, борьбе с коррупцией, с нарушениями прав и свобод человека и гражданина. Весь вопрос заключается в том, смогут ли российские и чеченские власти обеспечить проведение свободных и демократических выборов в законодательный орган или нет. От ответа на него зависит очень многое, и в первую очередь взаимоотношения с международными организациями, а также характер развития ситуации как в республике, так и на Северном Кавказе.

Другая идея, вызывающая активное неприятие у «властей предержащих» и примкнувших к ним лжепатриотов, – выплата достойных компенсаций чеченцам – жертвам политических репрессий. Особый цинизм этой позиции состоит в том, что жители Чеченской Республики, перенесшие тяжелейшие испытания, единственные среди сталинских жертв, в отношении которых не были выполнены положения закона «О реабилитации репрессированных народов». Этот факт – еще одно тревожное подтверждение того, что «вирус чеченофобии» глубоко проник в общественные и государственные структуры и представляет серьезную угрозу для безопасности граждан и единства страны. Многочисленные случаи дискриминации чеченцев, нарушения их прав и свобод по национальному признаку дают основания для вывода о том, что Российская Федерация сегодня стоит на расстоянии одного шага от системного геноцида чеченского народа. Складывается впечатление, что единственное препятствие на пути этого стремительно развивающегося процесса – президент Российской Федерации Владимир Путин. В связи с этим многие чеченцы задают себе вопросы: а что будет после 2008 года, когда он покинет свой пост, и как быть, чтобы в очередной раз не стать жертвами общенациональных политических репрессий? Очевидно, что в нынешней политической ситуации единственный правовой способ избежать негативного развития событий – это добиться включения в Договор соответствующих положений, которые бы исключали возможность повторения сталинской депортации, «чеченских войн», дискриминации по национальному признаку на территории Российской Федерации. Парадоксально, но факт: «партия власти», инициировавшая принятие федерального закона о гарантиях и льготах президенту Борису Ельцину и его семье, категорически отказывается от обсуждения гарантий жертве его политики – истекающему кровью чеченскому народу.

Анализ хода договорного процесса показывает, что правящая российская элита еще не готова к глубоким переменам в подходах к разрешению кризиса в Чеченской Республике. Скорее всего, дело идет к заключению декларативного договора с последующим заключением серии малозначащих соглашений. А это означает сохранение стратегической опасности для территориальной и государственной целостности Российской Федерации и продолжение трагедии чеченского народа.

"