Posted 28 января 2008,, 21:00

Published 28 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:14

Updated 8 марта, 08:14

«Мирные» потери

28 января 2008, 21:00
В минувшую пятницу за избиение и доведение до самоубийства солдата суд приговорил старослужащего к 3 годам колонии. Правозащитники отмечают, что, несмотря на грозящее наказание, в армии продолжают убивать и издеваться над солдатами. По словам общественников, в 2008 году количество сообщений о гибели солдат не уменьшило

Василий Николаев проходил службу в Волгоградской области – где и погиб 25 мая 2006 года. Матери солдата Татьяне Николаевой сообщили, что ее сын «покончил с собой», однако при осмотре тела было обнаружено множество повреждений. При содействии правозащитного фонда «Право матери» семья добилась повторной экспертизы, которая зафиксировала кровоподтек в области грудной клетки погибшего. Через некоторое время родители получили от сослуживцев Василия письмо, где сообщалось: его довели до самоубийства. «В тот день вашего сына поймал разводящий Тимур Габдулов, и за то, что Василий справил нужду на посту, заставил всю смену бегать в полном снаряжении. После этого Василий пришел на пост и застрелился», – писали солдаты. В ходе расследования эта история подтвердилась, и Тимуру Габдулову предъявили обвинение. На прошлой неделе военный суд приговорил его к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Войсковая часть, где погиб Василий Николаев, теперь обязана возместить его матери 200 тыс. рублей.

Однако, несмотря на грозящие тюремные наказания и крупные денежные компенсации, случаи гибели солдат-призывников не сокращаются. Одной из последних в минувшем году стала смерть сержанта Сергея Захарова из Оренбурга. Как рассказали в фонде «Право матери», известие о смерти сына семья Захаровых получила в канун Нового года – родителям заявили, что он умер от «сердечной недостаточности». «Вся страна гуляла, а Захаровы ждали цинковый гроб с телом своего ребенка», – рассказала «НИ» пресс-секретарь фонда «Право матери» Анна Каширцева. Позже выяснилось, что Сергей Захаров скончался от побоев, нанесенных ему капитаном Алексеем Мельниковым. Последний устроил сержанту, дежурившему по роте, так называемую побудку, от которой тот скончался на месте.

Всего, говорит Анна Каширцева, в российской армии в год погибают порядка 3 тыс. человек. Между тем на выходных официальный сайт Минобороны РФ сообщил, что в 2007 году погибли 442 военнослужащих, и из них 224 – покончили с собой, а жертвами дедовщины стали всего 15 солдат. «Непонятно, посчитали ли в Минобороны парней, которые с разбитыми черепами и отбитыми почками в госпиталях умирают, а не в частях? Вошли ли в это число солдаты, умершие от болезней, потому что им вовремя не оказали медицинскую помощь?» – возмущается «НИ» председатель комитета солдатских матерей Валентина Мельникова. Впрочем, в Министерстве обороны считают только погибших в их ведомстве. «Но есть еще войска МВД, ФСБ, МЧС, где тоже служат мальчики-призывники. И там тоже гибнут люди», – объясняет расхождение в цифрах Анна Каширцева.

В 2008 году ситуация с гибелью солдат в лучшую сторону не меняется. «Ежедневно у нас бывает по нескольку звонков с жалобами», – говорит г-жа Каширцева. На днях в фонд «Право матери» обратились Ирина и Александр Земляничкины. 6 января, в канун Рождества, в квартире Земляничкиных раздался телефонный звонок. Офицер части, где служил их сын, сообщил: «Случилось несчастье, Миша повесился». «Официальная версия – самоубийство, однако родители в нее не верят. У них есть информация, что имели место неуставные отношения, и их ребенка довели до суицида», – говорит Анна Каширцева. У солдата нашли предсмертную записку, в которой он написал: «Я не могу стерпеть вчерашнего унижения». Сейчас это дело расследуют. По словам Анны Каширцевой, это в 2008 году далеко не единственный случай. «И пока Вооруженные силы России остаются такими, мы будем иметь по 3 тыс. погибших молодых и здоровых парней в год», – заключила правозащитница.

"