Posted 28 декабря 2018,, 12:02

Published 28 декабря 2018,, 12:02

Modified 7 марта, 16:08

Updated 7 марта, 16:08

Укрупнение против жителей: Кратово не хочет сливаться с Раменским районом

Укрупнение против жителей: Кратово не хочет сливаться с Раменским районом

28 декабря 2018, 12:02
Фото: fb.com
Административное слияние поселений в городские мега-округа всё больнее бьёт по Подмосковью. На очереди – Раменский район, посёлок Кратово. Люди уверены: бездумные преобразования сделают их жизнь невыносимой, как то уже случилось с пережившими поглощения поселениями. Но прислушиваться к народному мнению не хотят.

Юлия Сунцова

В подмосковном Кратово на этой неделе состоялись публичные слушания – жители высказывались по вопросу вхождения поселка в Раменский городской округ.

Почти все селяне выступают против инициативы главы района Андрея Кулакова и присоединяться к многотысячному городу не хотят. Всеми силами они пытаются донести свою позицию до властей, но на публичных слушаниях их мнение проигнорировали. Готовящееся решение властей не только нанесет непоправимый урон экологии, но и фактически ликвидирует местное самоуправление, уверены кратовцы.

На стороне жителей Совет при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека в лице его председателя Михаила Федотова, который тоже поприсутствовал на публичном мероприятии.

«Людей возмущает, прежде всего, что всё это делается за их спиной. Если власти области хотят провести такие административные реформы, то людям нужно объяснить, в чем плюсы, в чем минусы», - высказался Федотов. Он пообещал, что в СПЧ будут держать ситуацию под контролем, чтобы не допустить продавливания решения вопреки воле населения.

Публичные слушания необходимы чиновникам для выхода на почти финальный этап принятия решения – голосование за инициативу Совета муниципальных депутатов. По закону мундепы обязаны учитывать мнение жителей. На деле же с Кратово народные избранники оказались по разные стороны «баррикад», - рассказывают жители. Они единогласно одобрили вынесение предложения поселкового главы об объединении с городским округом на голосование, хотя могли его отклонить. Сами же публичные слушания прошли с многочисленными нарушениями, - рассказывают члены инициативной группы по спасению Кратово от слияния с городом.

- Оповещением населения администрация поселка фактически не занималась. Люди были вынуждены самостоятельно и в спешке информировать друг друга о дате грядущего события. Несмотря на ухищрения чиновников и несмотря на рабочее время к началу публичных слушаний, зал был забит до отказа, - рассказывает жительница Марина Мозжерова.

- Кратово - потрясающий посёлок. Здесь живут академики, Герои России, заслуженные артисты. Здесь вековые сосны и секретные объекты. Но это посёлок, который могут уничтожить. А как уничтожить? Да просто! В муниципальном образовании идёт программа объединения населённых пунктов в городской округ. Были слушания, общественные. Что могу сказать? К сожалению, наша власть так и не научилась слушать, а главное слышать своих жителей, - рассказывает Нелли Булатова. - Помещение не вместило всех людей. Жители, в том числе старожилы, которые пришли, чтобы высказаться по повестке, остались стоять на улице, на морозе. Им включили экран и они четыре часа, стоя на морозе, следили за происходящим. Список выступающих зачитывался быстро, чтобы люди не успевали услышать свои имена и взять слово. Те, кто стоял на улице, то есть абсолютное большинство, попросту не получили возможности высказаться.Не было никакой реакции в ответ на указания на прямые нарушения. Просьбы перенести или отложить заседание тоже остались не услышанными. Не приняли во внимание даже призывы представителя СПЧ при Президенте Федотова к соблюдению законности процедуры…

Чиновники выделили под публичные слушания зал вместимостью 150 мест. Но собралось в разы, в разы (!) больше – около 900 человек. Людей перестали пускать в зал при помощи сил полиции и оставили мариноваться на улице. В чем смысл публичных слушаний? Услышать мнение населения или его не услышать? – задает риторический вопрос Марина Мозжерова.

Несмотря на то, что людей оставили замерзать на улице, сам факт их присутствия где-то около чиновникам был необходим. Пришедших продолжали регистрировать как участников слушания. Получается, что пришло почти девять сотен людей, но легально высказались только те, кто был в зале – около 167 человек, остальных протокол не зафиксировал. Что там сделают с этими сотнями? Запишут в число согласных? – рассуждает жительница.

- Люди против присоединения. Почему? Мы видим, что происходит со всеми поселениями, которые влились в городские округа. Реутово, Люберцы Балашиха, Барвиха, Звенигород, Видное... Ничего хорошего. Тут же переписываются генпланы. Начинается массовая вырубка природного богатства, живые природные территории превращаются в «муравейники», в гетто, закатанные в бетон, без инфраструктуры, без парковок, без зон отдыха. Плотность населения возрастает до невозможного предела. И вот в каких плюсах такой административной реформы нас пытаются убедить? – говорит зампредседателя регионального отделения «Яблоко» по Московской области Ильдар Фасеев. – Политика Воробьева [главы Московской области] по упразднению местного самоуправления на поселенческом уровне преследует и политический интерес: чем меньше депутатов, тем меньше у граждан возможностей отстаивать свои интересы.

Усматривает политик и коммерческий интерес в подобных административных преобразованиях - собственно, ради этого всё и делается, считает он:

- Таким решением вышестоящие власти присваивают себе полномочия по градостроительному планированию. Областное правительство получает возможность своими решениями играть в наперстки с землей в угоду бизнесу, а не людям. Отдавать под строительство, под уплотнительную, высотную застройку. Люди при этом теряют возможность нормально жить, дышать, пользоваться теми свободными территориями, которые были в их распоряжении. Безусловно, всё это ведет к монополизации экономики и беспрецедентному росту коррупции в Московской области.

Вспоминают жители об угрозе разрушения местного самоуправления, оно непременно случится в случае административного укрупнения территории, утверждают они:

- Фактически это лишение людей возможности выбирать исполнительную и законодательную власть на местах. Запрет распоряжаться напрямую муниципальным бюджетом. Создание из поселений единого городского округа фактически разрушит депутатский корпус. Сейчас у нас 15 депутатов, после преобразования их остается всего 2! И на них ляжет объем работы, который никакой, даже самый гениальный человек не потянет. Депутаты станут декоративными фигурами, мы их просто не дозовемся, - объясняет Мозжерова.

Численность Кратово, по последним данным, около 13 тысяч человек. Всего за две недели под петицией против вхождения поселка в городской округ, поданной на имя Владимира Путина (размещенной на популярной платформе Change.Org), подписалось свыше 5 тысяч человек. Еще 2050 «живых» подписей 18 декабря жители отнесли напрямую в администрацию Президента России. Три тысячи протестных бланков кратовцы зарегистрировали в канцелярии администрации поселения прямо во время проведения публичных слушаний.

- Мы, жители Кратово и других сельских поселений Раменского района негативно относимся к инициативе главы района Кулакова по объединению с городским округом. Кратово с прилегающими к нему селом Игумново, деревнями Хрипань, Донино, Дементьево, Поповка, Захарово – уникальный природный уголок, его называют «жемчужиной Подмосковья». Земли Кратово - особо охраняемая природная территория «Долина рек Хрипани и Куниловки» с исчезающими краснокнижными видами растений и насекомых. Здесь произрастает реликтовый сосновый бор с 200-летними корабельными соснами. Кратовский пруд и детская железная дорога, одна из первых в СССР – излюбленное место отдыха москвичей и жителей всей Московской области, - рассказывает автор петиции Николай Маркин. -

Территория с богатейшей историей – именно на таких рождаются настоящие сыны отечества, а не на «Фабрике звезд» и не в Сколково! Эта земля взрастила золотой фонд нашей истории и культуры: ученый Дмитрий Рождественский, писатели Александр Серафимович, Мариэтта Шагинян, Михаил Зощенко, Валентин Берестов, композиторы Сергей Прокофьев, Владимир Шаинский, Оскар Фельцман, режиссеры Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм, легендарные разведчики Джордж Блейк и Ким Филби и многие другие.

Жители приводят множество аргументов, доказывая заведомую несостоятельность инициативы и ее пагубное воздействие на людей:

  • изначальная непродуманность реформы: отсутствует ее экономическое обоснование, нет понимания структуры будущего округа, устава и т.д. – так серьезные дела не делаются;
  • концентрация финансовых ресурсов и управленческих структур в Раменском приведет к тому, что присоединённые территории станут заброшенными окраинами нового городских округа, население этих территорий лишится доступных услуг и последних возможностей контакта с муниципальной властью;
  • решение неизбежно ведет к многоэтажной городской застройке и, как следствие - к экологической катастрофе;
  • Гордости Кратово – особо охраняемая природной территории «Долина рек Хрипани и Куниловки», заповедная сосновая роща на берегу Кратовского пруда будут полностью уничтожены.
  • При объединении изменится статус населенного пункта. Налоги, тарифы вырастут существенно (статус городского округа автоматически повысит кадастровую стоимость земли и имущества, также повысятся ежемесячные счета за ЖКХ).

«21 апреля 2018 года в Обращении к Главам и депутатам муниципальных образований, работникам органов местного самоуправления, Вы, Владимир Владимирович, написали следующее: «В современной России на муниципалитеты возложена большая ответственность за социальное и экономическое развитие городов и посёлков, совершенствование инфраструктуры, благоустройство территорий. Именно к представителям местной власти, народным избранникам люди обращаются со своими самыми насущными проблемами и заботами. Наша общая задача – укреплять местное самоуправление, расширять его ресурсные возможности. И конечно, важно всячески поддерживать значимые общественные инициативы, вовлекать жителей в реализацию муниципальных проектов и программ. Такое участие служит развитию гражданского общества, институтов прямой демократии». Вопреки Вашему призыву об укреплении местного самоуправления и расширении его ресурсных возможностей, в ноябре 2018 года депутаты Раменского районного Совета выступили с инициативой уничтожения местного самоуправления и объединении городских поселений в единый Раменский городской округ», - обращаются жители к главе государства в петиции.

Подписанты просят президента сделать всё возможное, чтобы предотвратить включение Кратово с входящими в его состав селом Игумново, деревнями Хрипань, Донино, Дементьево, Поповка, Захаровов в городской округ «Раменское». Иначе решение будет принято вопреки воле абсолютного большинства населения, - говорят они.

На публичные слушания в Кратово районная власть не явилась. Из пятнадцати действующих депутатов Муниципального совета присутствовали только четверо (они высказались против).

Удар держал глава Кратово Алексей Емельянов. По словам присутствовавших на слушаниях, никаких внятных ответов от него добиться не удалось.

- Он вторил фразам, которые до этого звучали из уст чиновников администрации Раменского района. Говорил: «Не бойтесь, всё будет хорошо. Никаких потрясений не случится. Ничего не изменится». Мы его спросили – мол, хорошо, если ничего не изменится, то может тогда и не начинать ничего? На этом месте он уже не нашел, что ответить и гордо молчал.

В пресс-службе Раменского района «НИ» объяснили необходимость объединения поселений в городской округ по-своему:

Реформа касается преобразования муниципального управления всей Московской области и заключается в преобразовании муниципальных районов в городские округа и подразумевает создание одноуровнего муниципального управления. Эта реформа на территории Московской области идет уже в течение пяти лет. Раменский район – один из тех, которые только начинают этот процесс. <…> Это позитивная реформа. Есть реальные плюсы, которые мы получим для того, чтобы организовывать жизнь территории Раменского района (в будущем – округа) лучше.

Какие же плюсы? В пресс-службе их объясняют так:

- Существующее на сегодняшний день двухуровневое муниципальное управление – поселение и район – создает довольно много барьеров и препон для осуществления наших [районных] полномочий. Это уже ясно, потому что полномочия у района и поселения не пересекаются, финансовые возможности у поселений очень разные, и, к сожалению, часто бывает так, что те планы, которые хотелось бы реализовать на территории того или иного поселения (или в целом на территории района), упираются как раз в этот конфликт полномочий… Он в том, что поселение не может реализовать полномочия из-за нехватки средств, а район имеет средства на их реализацию, но не имеет полномочий. Ликвидация этого конфликта полномочий и является одним из главных плюсов при преобразовании района в городской округ. Есть и множество других существенных плюсов.

Несмотря на четко выраженное несогласие жителей с включением их в городской округ, обратный протокол на публичных слушаниях чиновники утвердили вообще без проблем.

- Слушания были специально назначены в неудобном месте и в неудобное время, тогда, когда жителям труднее всего на них присутствовать. Но люди отпросились с работы и пришли. Городское поселение Кратово, сельское поселение Верейское и городское поселение Быково (единственное селение, где мундепы сопротивляются указанию сверху) решили свои усилия объединить, - рассказала «НИ» заместитель председателя Совета депутатов сельского поселения Верейское Раменского муниципального района Московской области Галина Менькова.

- Только одиннадцать жителей выступили «за» [объединение] в Кратово и только пять – в Верейском .

- «НИ»: Кто эти люди?

- В Кратово это были «пришельцы». В небольшом поселке, где все друг друга знают, никто не узнал в этих людях своих соседей. Изначально их было больше одиннадцати. Они зашли дружненько в зал гуськом, все вместе и одни из первых. Но после того, как жители стали их фотографировать и расспрашивать, откуда они взялись, часть пришельцев самоликвидировалась. Осталось одиннадцать самых стойких – вот все они и проголосовали «за», - рассказывает член инициативной группы в Кратово Мозжерова.

- У нас, как и везде, есть местный совет ветеранов. Их привезли на автобусе и проинструктировали, как голосовать, не объяснив даже, по какому поводу проводятся слушания. Внезапно всё пошло «не по плану». Бабушки, которые приехали и которым мы объяснили, зачем их вообще сюда доставили, начали кричать, выступать против, - рассказывает Менькова. - Всего пять рук «за» из полного зала.

- Невзирая на очевидность воли людей ведущий слушаний просто зачитал бумажку, которую ему спустили еще до начала слушаний. Я – работающий депутат, знаю наизнанку всю эту систему, и я видела, как им прислали уже готовый протокол, в котором было написано, что жители якобы полностью одобряют повестку. Там же было прописано подробно, как вести слушания, чтоб ничего не «сорвалось». Оказывается, нужно просто вписать уже готовое решение. Ну, ведущий нам же и прочитал, что мы всё одобряем! – подытоживает Галина Менькова

Она добавила, что, по ее информации, во все «мятежные» поселения присылали надсмотрщиков из администрации Раменского района. Там, где решение не продавливалось, пункт «одобрить» или «не одобрить» просто исключали из протокола, заполняли лишь графу о якобы готовом решении: «отправить в совет депутатов». Депутат намерена выходить с исками в суд. «Не только по нарушению процедуры проведения публичных слушаний, но по факту превышения полномочий депутатов», - говорит она.

Судьба Кратово будет решаться в ближайшее время. После публичных слушаний, которые носят по закону всего лишь рекомендательный характер, окончательный вердикт вынесут глава поселения и совет депутатов.

Борис Надеждин, политик, президент института региональных проектов и законодательства:

- Мне эта ситуация [с фиктивным местным самоуправлением] не нравится, о чём я не раз говорил областному руководству. Я лично принимал участие в создании всех областных поселений, в частности разрабатывал 131 закон ("О принципах местного самоуправления") в начале нулевых. Поверьте, позитива там было больше, чем минусов. В нём была введена двухуровневая система управления: поселение – район. То, что я наблюдаю сегодня – это мощный откат назад во всем хорошем, чего удалось добиться. Объединение в огромные округа с ликвидацией местного самоуправления на уровне поселения - это отражение тенденции централизации власти, такие решения таят в себе серьезные социальные и политические риски. Если раньше главу поселения выбирали люди, то теперь глава поселения просто сам по себе исчезает, а главным человеком поселения становится глава администрации городского округа, который де-факто назначается. Кого Воробьёв [глава Московской области] пришлёт, тот и будет.

Опыт долгого существования таких округов уже есть - не только под Москвой. В Курской области это сделали раньше. И что получили? Люди утратили возможность решать свои проблемы близко к месту жительства. Если раньше вы могли пешком дойти до нужного чиновника или муниципальной службы, теперь вам надо каким-то образом до них полдня ехать. А это не просто, особенно, если вы – бабушка без машины. Да всем не просто. Посмотрите – где Кратово, а где – Раменское? Ответы приходят сами собой. Более того, опыт показывает, что когда у вас единый бюджет на огромную территорию, то хорошо развивается только центр этой территории.

"