Posted 27 ноября 2012,, 20:00

Published 27 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:14

Updated 8 марта, 05:14

Публичная порка

Публичная порка

27 ноября 2012, 20:00
Вчера Конституционный суд начал рассматривать запрос депутатов Государственной думы и жалобу оппозиционера Эдуарда Лимонова, которые требуют признать новый закон о митингах не соответствующим Основному закону страны. Лимонов недоволен тем, что согласно действующим нормам организаторами акций не могут быть лица, подверг
Сюжет
Суды

Поводом для рассмотрения дела явились запрос группы депутатов Госдумы от фракций КПРФ и «Справедливая Россия» и жалоба писателя Эдуарда Лимонова, которые Конституционный суд объединил в одно дело. Суд проверяет конституционность нового федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который вступил в силу 9 июня этого года и на порядок увеличил штрафы за нарушения на митингах. Также нормами закона был установлен запрет выступать в качестве организатора публичного мероприятия для граждан, которые в течение года дважды привлекались к административной ответственности по ряду статей.

Парламентскую оппозицию на вчерашнем заседании КС представляли эсерка Елена Мизулина и коммунист Вадим Соловьев. Лидер «Другой России» Эдуард Лимонов прибыл на заседание со своим представителем, адвокатом Глебом Лаврентьевым. Выступление писателя отличалось эмоциональностью. Он пожаловался на то, что из-за предыдущих административных правонарушений не может выступать организатором митингов. «Я практик, я профессионально занимаюсь 31-й статьей Конституции, – заявил политик. – Я раз 25 был задержан и наказан по Административному кодексу. Несколько раз был под арестом на 10–15 суток. И был бессчетное количество раз оштрафован. И ни разу мои акции не были санкционированы мэрией. В сталинское время это было поражение в правах. Я человек, который поражен в правах». Лимонов отметил, что из-за прежних взысканий он уже полгода не может быть организатором публичных мероприятий. А поскольку лидер политической организации не может выступить в качестве организатора публичного митинга, то и сам этот митинг не имеет смысла. Адвокат Глеб Лаврентьев добавил, что запрет противоречит 19-й статье Основного закона. «Никто не может два раза быть осужден за одно и то же преступление, – пояснил адвокат. – А этот запрет фактически является повторным наказанием за одно и то же нарушение».

Изменения в закон о митингах приводят к почти полному выхолащиванию прав граждан собираться на публичные акции, отметил депутат Госдумы Вадим Соловьев. «С точки зрения процедуры принятия закон уже противоречит Конституции, – пояснил «НИ» парламентарий. – Во-первых, проект закона не был направлен на согласование в регионы. Кроме того, концепция закона была в процессе чтений сильно изменена. Также грубо нарушен регламент, поскольку с трех минут до 30 секунд было сокращено время на рассмотрение поправок, предоставляемых депутатами от оппозиционных фракций». Но главное, с чем не согласны депутаты Госдумы, – это установление сверхвысоких штрафов за нарушение правил проведения публичных мероприятий до 300 тыс. руб. и введение обязательных работ. «Это означает, что под видом административной ответственности вводится уголовная ответственность», – пояснил г-н Соловьев. Парламентарий сомневается, что все принятые в последнее время ужесточения правил проведения митингов будут признаны неконституционными. «Но максимальные санкции, ответственность организаторов за то, что явка оказалась больше, чем заявлена, судьи могут признать чрезмерными, и это все-таки может быть смягчено», – надеется депутат.

Представитель Госдумы в КС Дмитрий Вяткин попытался выяснить у заявителей, во сколько обходится проведение митинга или пикета. Депутаты ответили, что на это требуется достаточно скромный бюджет – от нескольких сотен до нескольких тыс. рублей. Тогда вопрос был задан в более каверзной форме – «во сколько обходится государственному бюджету присутствие на акции сотрудников милиции, «скорой помощи», а также уборка территорий». «Это заложено в бюджет как охрана публичных мероприятий, – не растерялся Соловьев. – Нам такое количество охраны не нужно. Кроме того, мы за все это как граждане платим налоги».

Выслушав все стороны, судьи взяли перерыв для принятия решения. Оно будет оглашено через две недели.

"