Posted 27 ноября 2005,, 21:00

Published 27 ноября 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:24

Updated 8 марта, 09:24

Перечеркнутая свастика – сигнал к атаке

Перечеркнутая свастика – сигнал к атаке

27 ноября 2005, 21:00
Вчера на Тверской площади представители либеральных партий и правозащитники организовали митинг под длинным лозунгом – «Против попустительства властями фашизму в Москве». Но провести акцию не удалось, через несколько минут после ее начала сотрудники милиции силой вытеснили митингующих с площади и затолкали в автобусы.

В пятницу межведомственная антитеррористическая комиссия города Москвы рекомендовала не проводить массовых шествий в период с 27 ноября по 6 декабря. Чиновники связывают свой запрет с повышенной террористической опасностью в финале избирательной кампании на выборах в Мосгордуму, которые состоятся 4 декабря. Однако активисты «Яблока» решили провести антифашистский марш в ответ на «Правый марш» националистов, состоявшийся 4 ноября.

Но в проведении этой акции партии Григория Явлинского было отказано. Тогда «яблочники» попытались получить разрешение на проведение пикета у памятника Юрию Долгорукому, однако префектура ЦАО отказала и в этом. И вот вчера, несмотря на запрет, либералы и правозащитники все же решили провести митинг «Против попустительства властями фашизму в Москве».

На площадь напротив мэрии вышли 200 человек. Однако провести акцию митингующим не удалось. За полчаса до ее начала к площади подъехал автобус, забитый сотрудниками правоохранительных органов. Заметив собравшихся с транспарантами (стяги пока были завернуты в черный полиэтиленовый пакет), один из правоохранителей подошел к ним и предупредил, что акцию провести не удастся, и попросил «по-хорошему» освободить площадь. Митингующие ответили, что акцию проводить не собираются, а хотят обсудить «Черный квадрат» Малевича и указали на завернутый транспарант.

Заметив, что милиционеры намерены окружить их, митингующие направились к памятнику Юрию Долгорукому напротив мэрии. Они выстроились в шеренгу перед памятником и подняли плакаты с лозунгами «Мэрия предпочитает фашистов», «Фашизм не пройдет», а также изображение перечеркнутой свастики. Для ОМОНа это стало сигналом к атаке. Цепь из нескольких десятков бойцов двинулась на участников акции. Но пикетчики сдаваться не думали, они поднялись по ступеням памятника и начали скандировать «фашизм не пройдет». Тогда милиционеры начали избивать и вытаскивать из группы пикетчиков по одному. Плакаты и российские триколоры митингующих милиционеры рвали и топтали.

Пикетчиков хватали за ноги и за руки и заносили в автобус. Омоновцы не пощадили даже калеку. Схватили инвалидное кресло и попытались протащить его в автобус, но проем оказался слишком мал. Оторвать мужчину от кресла не удалось, и его оставили в покое.

Организаторов митинга Никиту Белых и Сергея Митрохина (зампред «Яблока») отстояла охрана. И они наблюдали за происходящим со стороны. Один из правоохранителей с мегафоном тем временем ходил по площади и настойчиво призывал всех собравшихся освободить проезжую часть и отправиться на Пушкинскую площадь, где, по его словам, митинг был разрешен (в это время отстраненная от выборов в Мосгордуму партия «Родина» проводила акцию на Пушкинской площади – «НИ»). В конечном итоге, милиции удалось очистить площадь за 10 минут. Милиционеры остались довольны и радостно рапортовали по рации: «антифашистов с российскими флагами задержали».

После столкновения организаторы акции отправились к ОВД района «Тверской» на Большой Дмитровке освобождать задержанных, среди которых оказались сопредседатели Объединенного гражданского фронта Александр Рыклин и Александр Гольц, а также журналист Евгения Альбац.

Как рассказала после освобождения г-жа Альбац, ее отпустили почти сразу. «Нас привезли, а когда спросили, за что вас задержали, я ответила, что мы митинговали против фашистов. На это милиционер сказал: «У меня два деда погибли под Москвой» и потом отпустил», – сообщила г-жа Альбац.

Свои действия правоохранители объяснили просто. «У них было разрешение на проведение шествия от площади Белорусского вокзала и митинга на площади рядом со станцией метро «Маяковская», – заявил начальник столичного ОМОНа Александр Козлов. По его словам, митингующие не стали проводить свою акцию в разрешенном месте, а вышли на Тверскую площадь.

Подводя итоги акции, Никита Белых сказал «НИ»: «Я возмущен тем, что произошло. Я считаю, что сегодня есть прямая угроза фашизма, и при этом вижу пофигистское отношение властей к этому. Если власть хотела своими действиями против митингующих показать, на что она способна, она показала. С другой стороны, гражданское общество могло получить трибуну и не такой ценой».

В этот же день масштабную акцию решили провести и те, против кого боролись собравшиеся около здания мэрии. Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) попыталось вчера устроить 20 пикетов около крупнейших московских рынков под лозунгом «Москва принадлежит нам!». Планировалось, что в каждом пикете примут участие не менее 50 человек. К активистам ДПНИ собирались присоединиться и представители «Русского общественного движения», а также движений «Память» и «Русский порядок». Кстати, ранее вместе с этими организациями пройти маршем по Тверской улице планировали и представители партии «Родина». Однако столичные власти запретили эту акцию, так же как и антифашистский марш.

Корреспондент «НИ» пообщалась с несколькими членами ДПНИ, собиравшимися пикетировать Даниловский рынок. Они сообщили: «Милиционеры сказали, что мы можем находиться здесь только втроем. Если к нам подойдет хотя бы еще один человек из нашей организации, то они нас заберут. Поэтому мы тут постоим немножко и попытаемся раздать листовки у метро». По словам членов ДПНИ, такая же картина была и в других точках, где намечалось пикетирование. Сотрудники милиции задержали некоторое количество активистов, которых затем отпускали по мере составления административных протоколов.

После того, как затея с рынками провалилась, националисты попытались провести пикет около кинотеатра «Моссовет» на Преображенской площади, но и там милиция не дала им развернуться. Когда корреспондент «НИ» приехала к кинотеатру, то увидела группу бритоголовых юношей, уныло направляющихся к метро.

"