Posted 27 августа 2015, 21:00
Published 27 августа 2015, 21:00
Modified 8 марта, 03:25
Updated 8 марта, 03:25
В среду Николай Патрушев заявил, что использование федеральными и региональными чиновниками для решения служебных вопросов зарубежных интернет-ресурсов представляет серьезную опасность. «Сотрудниками органов госвласти Хабаровского края использовались возможности целого ряда зарубежных информационно-телекоммуникационных сервисов, таких, как Google, Yahoo, WhatsApp и иных. Это системный вопрос для всей России, но на Дальнем Востоке он стоит особенно остро», – отметил секретарь Совбеза РФ.
Патрушев потребовал от глав регионов округа принять меры для изменения ситуации: «Отмечается наличие в информационных системах (органов госвласти) программных средств иностранных технических разведок».
После данного заявления многие чиновники ДФО поспешили откреститься от обвинений. Так, пресс-секретарь департамента здравоохранения Приморья Ксения Гусенцова заявила, что не пользуется иностранными информационными сервисами ни для своих, ни для служебных нужд. Вице-губернатор Приморья Павел Серебряков признался в переписках по WatsApp в личных целях, однако тут же оправдался: «Рабочие вопросы с помощью зарубежных информационных сервисов я не решаю».
Также в среду вице-спикер Госдумы Николай Левичев высказал идею запретить госслужащим использовать некоторые компьютерные программы и приложения даже на личных электронных устройствах. Дополнил картину массовой шпиономании член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов – он предложил ввести санкции для чиновников за нарушение ограничений. Работа над соответствующим законопроектом уже началась. Депутат заметил, что все запреты могут быть определены на уровне служебных инструкций, но ответственность за их нарушение надо установить законодательно – от штрафов до увольнения.
Кстати, в последние три года в силовых ведомствах (ФСО, ФСБ, МВД и Минобороны) были приняты дополнительные меры защиты от утечек данных. «Что касается областных администраций, чиновников регионов, то там, конечно, сплошь и рядом используются и обычные почтовые ящики, и обозначенные Николаем Патрушевым сервисы», – добавил г-н Костунов.
А вчера правительство Московской области заявило о планах закрыть с октября доступ чиновникам с рабочих мест к известным иностранным сервисам хранения данных и обмена сообщениями. Делается это, конечно же, в качестве меры безопасности. «В области реализуется пилотный проект по переводу сотрудников региональных ведомств на единую платформу обмена сообщениями, в том числе с мобильных устройств, в которой используются средства криптографической защиты, лицензированные ФСБ РФ. Также мы начали перевод сотрудников органов местного самоуправления на использование единой системы обмена сообщениями электронной почты правительства области», – сказал министр госуправления, информационных технологий и связи региона Максут Шадаев.
Подобные запреты для чиновников – общемировая практика, и в их введении есть определенный смысл. Об этом заявил «НИ» независимый медиаэксперт Илья Стечкин. «Я не берусь утверждать, что иностранные разведки следят за региональными чиновниками через публичные сервисы. У меня лично нет свидетельств подобной деятельности – Сноудену виднее (Эдвард Сноуден – экс-сотрудник ЦРУ и АНБ, раскрывший информацию о тотальной слежке американских спецслужб. – «НИ»). Но то, что сами сервисы очень внимательно следят за своими пользователями в коммерческих целях, это факт. И то, что при этом автоматически анализируется, например, содержание переписки для корректировки контекстной рекламы – это тоже факт», – заметил эксперт.
По его мнению, вопросы безопасности нельзя списывать со счетов. «Напомню, примерно год назад правительство Германии решало вопрос с безопасностью сотовой связи своих сотрудников, так что Россия не первая страна, которую волнует сохранность секретов органов госвласти», – добавил Илья Стечкин.