Posted 27 июля 2011,, 20:00

Published 27 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:18

Updated 8 марта, 06:18

Расходная статья

27 июля 2011, 20:00
В Госдуму поступил проект закона, повышающий ответственность за получение взятки для госслужащих федерального и регионального уровней, а также глав местного самоуправления. Изменения касаются тех случаев, когда преступление было совершено по предварительному сговору группой лиц, а также в крупном или особо крупном разм

В существующем законодательстве, как объясняется в пояснительной записке к документу, под повышенную ответственность не подпадают деяния госслужащих, «сопряженные с вымогательством, получением взятки по предварительному сговору или организованной группой, а также в крупном или особо крупном размере». Поэтому, по замыслу автора инициативы, в Уголовный кодекс необходимо внести поправки, которые будут распространять все меры воздействия на российских чиновников и глав местного самоуправления за получение взятки. Тогда преступления, совершенные чиновником с вымогательством в крупном размере, превышающем 150 тыс. рублей, будут наказываться штрафом в размере от 70-кратной до 90-кратной суммы незаконного побора либо лишением свободы на срок от 7 до 12 лет и с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет. За особо крупный размер взятки от 1 миллиона рублей, согласно законопроекту, чиновники должны будут отдать в казну 80- или 100-кратный штраф либо быть лишены свободы на срок от 8 до 15 лет также с выплатой штрафа.

Примечательно, что данная инициатива пришла из Совета Федерации, не часто балующего нижнюю палату своими законодательными проектами. К тому же инициатором ужесточения борьбы с мздоимством в среде чиновников выступил сенатор от Калмыкии, республики, считающейся не самой благополучной с точки зрения коррупции.

Эксперты относятся к данной инициативе настороженно. «Непонятно, почему именно сейчас вносится эта отдельная инициатива, если законопроект, который устанавливал наказание за коррупцию в Уголовном кодексе, был принят Госдумой еще в мае нынешнего года, и почему эти поправки не внесли тогда», – заметила «НИ» глава антикоррупционного центра Transparency International Елена Панфилова. Эксперт считает, что ныне действующие сенаторы имеют слабое отношение к региону, который представляют. Скорее подобными законодательными инициативами они просто хотят пополнить свой небогатый политический багаж.

Аналитик движения «За права человека» Евгений Ихлов предложенные поправки полностью поддерживает. «Взятки дают, как правило, именно должностным лицам, для того, чтобы они решили вопрос так, а не иначе. Если человек работает в фирме и при этом нечист на руку, то это наносит ущерб только его работодателю. Чиновник же своими действиями вредит всему государственному устройству, поэтому и должен нести повышенную ответственность», – сказал «НИ» правозащитник.

Как считает Елена Панфилова, проблема не в том, что у нас недостаточно наказаний, а в том, что «мы создаем антикоррупционное законодательство, зачастую забывая, что его предстоит применять против людей, которые этого не хотят и противодействуют ему». «Я готова буду обсуждать эффективность данного законопроекта, когда наша правоохранительная служба начнет применять те нормы, которые уже имеются. Проблема в том, что те нормы, которые есть, применяются крайне редко, а дела часто рассыпаются или переклассифицируются из тяжелых коррупционных статей в более легкие», – отметила эксперт.

Не верит в практический эффект и Евгений Ихлов. Как считает правозащитник, коррупция может прекратиться не в результате законодательных мер, пусть даже самых жестких, а тогда, когда на это «начнет реагировать общество, создавая атмосферу нетерпимости». «Если на человека будут косо смотреть коллеги, потому что его расходы явно не соответствуют его доходам, и воспринимать его как отщепенца, то это, несомненно, будет помогать сокращению коррупции», – уверен аналитик.

"