Posted 27 мая 2015,, 21:00

Published 27 мая 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:51

Updated 8 марта, 03:51

Досрочная пятилетка

Досрочная пятилетка

27 мая 2015, 21:00
В стране продолжаются бурные дискуссии по поводу переноса парламентских выборов с декабря на сентябрь 2016 года. Основными причинами изменения даты голосования эксперты называют стремление снизить явку избирателей и урезать возможности оппозиции. Не исключены и многоходовые комбинации, в том числе перенос выборов на ещ

О переносе выборов в Госдуму на три месяца раньше в парламенте заговорили на прошлой неделе. По закону «О выборах депутатов Госдумы» днем голосования считается первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок Госдумы предыдущего состава. Последние выборы в нижнюю палату прошли 4 декабря 2011 года, соответственно, следующие должны состояться 4 декабря 2016 года. В начале прошлой недели появилось предложение перенести эту дату на второе воскресенье сентября, совместив ее с единым днем голосования.

Одним из первых идею поддержал лидер ЛДПР Владимир Жириновский, конечно, исключительно ради удобства избирателей: «Декабрь – холодный месяц, людей тяжелее уговорить прийти на избирательные участки». Позднее возможность голосования в сентябре не исключили председатель Госдумы Сергей Нарышкин, назвавший перенос «разумным» в связи с осенним принятием бюджета на следующий год. Его тут же поддержала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, заявившая, что «правовые основания для переноса имеются». Впрочем, инициатива до настоящего времени носит неофициальный характер и, как сообщил глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, на этот счет «никаких документов не внесено».

В случае переноса парламентских выборов плюсы довольно очевидны, причем будут они работать на партию власти. «При переносе выборов на сентябрь трехмесячный предвыборный период придется на лето, когда никого эти выборы не интересуют, когда все разъехались, особенно в августе, перед выборами. Поэтому власть реализует давно отлаженную для городской России (а у нас 75% населения живет в городах) стратегию минимизации явки.

И здесь логика очень простая: чем меньше избирателей придет, тем большую роль сыграет так называемый управляемый электорат – приписанные люди, военнослужащие, бюджетники, студенты, которых удается согнать на выборы и организовать подконтрольное голосование», – сказал «НИ» политолог Дмитрий Орешкин.

Оппозиции же, напротив, при проведении агитационной кампании летом будет сложнее заявить о себе. «Власть хочет де-факто сократить время, когда оппозиционные кандидаты смогут взаимодействовать с избирателями, так как летом это сделать значительно труднее», – отметил г-н Орешкин.

И, наконец, попытка изменить дату выборов может быть связана со стремлением уменьшить шансы оппозиции на выдвижение своих списков без сбора подписей. «Выборы в регионах из центра все-таки не так легко контролировать, и денег на них дают меньше, поэтому там у оппозиционных партий есть некоторые шансы. И в случае победы в регионах в сентябре 2016 года они получат возможность идти в декабре на выборы в Госдуму. При совмещении же кампаний они такого шанса лишаются», – добавил Дмитрий Орешкин.

Однако, в соответствии со статьей 10 закона «Об основных гарантиях избирательных прав», в год проведения думских выборов единый день голосования отдельно не проводится, а совмещается с парламентской кампанией. Таким образом, как указал ранее глава ЦИК Владимир Чуров, по ныне действующим нормам в 2016 году единый день голосования должен пройти в декабре вместе с думскими выборами. При этом, как поведал Чуров в минувшую пятницу на совещании с руководителями избиркомов Ленинградской области, некими силами готовятся мероприятия по дискредитации выборов в 2015 и 2016 годах, и «основным лозунгом станет термин, который сейчас широко распространяется в узких кругах, – «кровавые выборы».

Именно с подобными опасениями действующей власти может быть связано инициирование обсуждения переноса, однако на данный момент они вряд ли обоснованы, считает руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев. «Никакой реальной угрозы на выборах парламентскому большинству нет. Оппозиция полностью деморализована, и сегодня явных оппонентов у власти нет. Система регистрации кандидатов чудовищная, благодаря которой власть сама будет решать, кого пускать на выборы, а кого нет. Соответственно перенос выборов никакого другого эффекта, кроме как снижение их общественной легитимности, нести не будет», – уверен политолог. Поэтому, заключает он, данная инициатива вброшена преждевременно. «Другой вопрос – чем эта авантюра вызвана. Может быть, люди, курирующие эти вопросы, таким образом обеспечивают себе план работ, запугивая окружение несуществующими угрозами, либо кто-то кого-то хочет подставить, либо там есть какие-то более сложные интриги и многоходовые комбинации», – отметил он «НИ».

Также непонятно, как осуществить перенос думской кампании в юридическом плане. Владимир Жириновский, например, предложил Госдуме просто самораспуститься в июне 2016 года. На следующий же день после этого президент подпишет указ о том, что выборы в Госдуму состоятся 11 сентября, заявил Жириновский. Правда, в этом случае сложить мандаты придется не только действующим парламентариям, но и всем, кто находится в резерве в партийных списках. А каждая партия, по словам главы юридической службы КПРФ Вадима Соловьева, предоставляла до 700 кандидатов. Но и это сделать без изменения Конституции невозможно, уверен профессор кафедры конституционного и административного права Высшей школы экономики Илья Шаблинский. «Это не предусмотрено Конституцией, но ЛДПР, наверное, это мало интересует», – сказал он «НИ».

Действительно, в Основном законе страны четко записано, что «Госдума избирается сроком на пять лет» и «собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания». При этом предусмотрено лишь три основания для досрочного прекращения полномочий нижней палаты, и во всех трех случаях Дума распускается президентом. В первом – после трехкратного отклонения представленных кандидатур на пост премьер-министра, во втором – после двукратного выражения недоверия правительству, в третьем – при отказе в доверии правительству, когда оно обратилось с соответствующим вопросом о доверии. «Каждый из этих случаев – это особая политическая ситуация, которую просто так не сконструируешь. Во всех же других случаях провести парламентские выборы в сентябре без изменения Конституции невозможно», – отметил профессор Шаблинский.

«Любой вариант, который попытаются провести, будет являться антиконституционным, так как Конституция устанавливает сроки полномочий депутатов, и каким образом можно эти сроки уменьшить, я не представляю. Поэтому наши специалисты уже готовят проект обращения в Конституционный суд – на случай, если решение о переносе будет принято. А поддержка Нарышкина является признаком того, что вопрос прорабатывается серьезно», – сказал «НИ» Вадим Соловьев.

При этом он не исключил, что в случае принятия поправок в законодательство о выборах может быть назначена и другая дата. «Наши замеры показывают, что пик экономического кризиса придется на осень и зиму этого года. Поэтому для партии власти чем раньше выборы, тем лучше, а самый оптимальный вариант – это сентябрь 2015 года. Для этого у них еще дней десять есть. Но в любом случае нужно понимать, что перенос выборов будет иметь долгосрочный негативный эффект, принеся бонусы лишь в краткосрочной перспективе. Потому что это фактически будет говорить о том, что у нас в стране политический кризис», – заключил депутат Соловьев.

"