Posted 27 мая 2014,, 20:00
Published 27 мая 2014,, 20:00
Modified 8 марта, 04:17
Updated 8 марта, 04:17
Об изменении закона о МСУ заговорили в конце прошлого года, когда президент в послании Федеральному собранию РФ заявил о необходимости уточнения общих принципов организации местного самоуправления, «развития сильной, финансово состоятельной власти на местах». Владимир Путин призвал сделать так, чтобы любой гражданин мог «дотянуться рукой» до муниципальной власти, констатировав, что сегодня районный уровень власти в стране «практически выхолощен», а полномочия переданы на уровень субъектов Федерации.
Однако на деле группа авторов соответствующего законопроекта приложила усилия к тому, чтобы муниципальная власть стала еще более беспомощной, говорят эксперты. «Разработчики закона отнюдь не ставили своей целью усилить муниципальную власть, а наоборот, стремились сделать ее слабее», – предположил вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский в комментарии «НИ».
Фактически сохранившуюся несамостоятельность местной власти признал и Владимир Путин. Муниципальные органы смогут эффективно работать только при активном содействии губернаторов, заявил он на Госсовете в Иваново. Областным властям предоставлено право перераспределять полномочия между субъектом и муниципалитетами.
Разобраться в новой системе МСУ довольно непросто – достаточно сказать, что основных моделей управления насчитывается шесть (!). Какая именно будет применена в конкретном муниципалитете, зависит как от статуса территории, так и просто от настроений региональных властей. Именно им в руки отдано право на принятие окончательного решения.
В сельской местности представительные органы поселений будут делегировать по своему представителю на следующий уровень – муниципальный район. Таким образом, районные думы будут избираться не напрямую, а формироваться из делегатов от сельсоветов и (вариативно) глав поселений. Стоит отметить, что такую схему и раньше пробовали применять в российской глубинке, теперь же практику собираются распространить повсеместно. Всенародно избирать будут только наименее статусных депутатов.
Главы муниципального района, между тем, станут избираться районными думами из своего состава. А так как они в свою очередь формируются от представителей сельских и городских поселений, то, чтобы занять пост главы района, следует сначала избраться членом совета депутатов в своей деревне и пройти несколько «фильтров» по пути наверх. Главы же администраций районов должны назначаться по контракту – по аналогии с городскими сити-менеджерами.
Андрей Брыков, глава Напольновского сельского поселения Сараевского района Рязанской области, где схема с назначением районного менеджера уже действует, считает ее отчасти феодальной. «Главой администрации района назначается тот, на кого укажет губернатор. Ни перед народом, ни даже перед нами, сельскими главами, ни перед председателем райдумы он не отвечает. До руководства региона меня, избранного жителями сельского главу, со своими проблемами не допускают, – жалуется г-н Брыков корреспонденту «НИ». – При этом мы целиком зависим от дотаций. В перспективе можно было бы даже стать самостоятельными и жить за счет собственных средств, но этого не позволяют делать. Если я в этом году соберу больше налогов – в следующем мне срежут дотации. Становится даже невыгодно стараться что-то улучшить. Вышестоящие власти не стимулируют развитие, а культивируют иждивенчество».
О проблеме отсутствия собственных средств на низовом уровне говорит и сельский депутат из Краснокутского муниципального района Саратовской области Алексей Плотников. «В нашем поселении две тысячи человек, но мы без помощи районной власти не можем содержать даже детский сад с библиотекой», – признался г-н Плотников «НИ». Он называет и еще одну проблему местного самоуправления – низкую компетенцию управленческих кадров: «Многие депутаты даже не представляют, чем должны заниматься и какие у них есть полномочия». Введение системы с назначением депутатами районной думы представителей сельских поселений Плотников поддерживает: «Может, на уровне больших городов это и неэффективно, но у нас власти в райцентре действительно сильно оторваны от деревень. Такая схема способна исправить ситуацию».
Двухуровневую «сельскую» модель муниципальной власти хотят частично распространить и на крупные города. Их теперь можно будет делить на внутригородские районы, создавать многочисленные институты районных депутатов, а прямое избрание городских депутатов и вовсе ликвидировать. Но каких именно городов это коснется, пока неясно. Очевидно, что в первую очередь густонаселенных. Но четких критериев нет. Фактически все остается на усмотрение регионального руководства.
Первый зампредседателя комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Александр Бурков, который голосовал против поправок, называет деление городов на районы идеей неоднозначной. «С одной стороны, депутаты действительно приближаются к народу. Но с другой – снижается эффективность управления городами в целом, ведь все они с единой дорожной системой и инфраструктурой», – полагает собеседник «НИ».
«В крупных городах осуществление местного самоуправления только на общегородском уровне привело во многих случаях к потере связи между населением и городской властью. В таких крупных мегаполисах слабо контролируемая городским сообществом общегородская муниципальная власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, отдалена от населения, поэтому нередко оказывалась малоэффективна для обеспечения жизнедеятельности населения, ее деятельность сопровождалась коррупционными скандалами, имели место случаи нецелевого использования бюджетных средств, сомнительной приватизации муниципального имущества и т.д.», – утверждают авторы закона в своей пояснительной записке. Но как можно решить проблему путем нагромождения лишних барьеров между городским депутатом и непосредственно избирателем, не очень понятно.
«На втором уровне городской власти снижается представительство», – убежден эсер Александр Бурков. – После того как партия большинства получит контрольный пакет мандатов во внутригородских округах, она делегирует в гордуму только своих депутатов. Ни одного оппозиционера в составе общегородского органа не окажется, и все решения будут приниматься кулуарно». Таким образом, обозначенная инициаторами реформы проблема не только не решается, но и усугубляется.
На откуп областных, краевых и республиканских властей отдается и вопрос о всенародном избрании мэров городов. Захотят – позволят народу выбирать градоначальника, не захотят – поручат это городским парламентариям и самим себе. При этом возможность прямого избрания сохранена даже в городах с внутренним делением на районы. В таких случаях может возникнуть непривычная для российской политики картина, когда городские парламентарии окажутся назначенными, а мэр выборным. Обычно все происходит наоборот.
«Выборный мэр будет всегда лучше наемного сити-менеджера, даже если это один и тот же человек, – утверждает депутат Госдумы Дмитрий Гудков. – В случае необходимости заручаться поддержкой населения он вынужден будет прислушиваться к мнению общества по всем вопросам и стремиться качественно улучшать жизнь людей». Часто возникающие конфликты между самостоятельными главами городов и губернаторами г-н Гудков списывает на слишком широкие полномочия последних. По мнению парламентария, надо отдать мэрам больше функций и денег для решения вопросов местного значения, и тогда почва для конфликтов исчезнет и все начнут заниматься своими делами.
Несмотря на важность системы МСУ и необходимость более детальной проработки вопроса разделения полномочий между разными уровнями власти, о чем заявляла и замминистра регионального развития РФ Светлана Иванова, закон был рассмотрен в лучших традициях Госдумы в кратчайшие сроки. В первом чтении принят 15 апреля, а в мае – уже сразу во втором и третьем. В Совете Федерации документ пролежал всего один день, после чего в одобренном виде отправился на подпись президенту.
Такая прыть удивила даже Госсовет Татарстана. Республиканские депутаты 26 мая официально обратились к председателю Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой «заморозить» выборное законодательство на ближайшие пять лет. «Избирательное законодательство в нашей стране крайне нестабильно... В выступлениях депутатов, многочисленных обращениях избирателей и беседах с ними, публикациях в СМИ отмечается, что столь частое изменение избирательного законодательства порождает недоверие граждан, сопровождается трудностями в изучении часто меняющихся требований и сложностями в правоприменении... Многочисленные изменения избирательного законодательства в последние годы не приблизили его к ожидаемому совершенству, а лишь по сути своей отменяли или возвращали те или иные нормы... Мы хотим работать, избирать и быть избранными в стабильном режиме открытости, взаимного доверия и конструктивного взаимодействия», – говорится в тексте документа.
Новая реформа далеко не последняя, уверен Ростислав Туровский: «Начиная с 90-х годов Россия вообще находится в состоянии перманентной муниципальной реформы. Местное самоуправление как институт до сих пор так и не состоялся».
По каким именно законам в ближайшее время предстоит жить муниципалитетам в том или ином субъекте РФ, теперь предстоит решать в каждом из них отдельно – на основе предложенных федеральными властями вариантов. Соответствующие законы на региональном уровне должны быть приняты в течение полугода. «Работа главы сельского поселения сложная и неблагодарная, – сетует Андрей Брыков. – Чтобы починить колодец, мне нужно написать кучу бумажек. Что-то сломалось – я в ответе. Зарплата же у меня меньше, чем у директора нашей школы. Бухгалтер мой получает и вовсе 10 тысяч рублей. Где тут найти людей?» Как новая реформа решит все его проблемы, Брыков, как и многие его сельские коллеги, даже не представляет.
В ГРУЗИИ ГЛАВ МЕСТНЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ ВПЕРВЫЕ БУДУТ ИЗБИРАТЬ
БОЛЬШИНСТВО В МЕСТНЫХ СОВЕТАХ БЕЛОРУССИИ СОСТАВЛЯЮТ ТЕ, У КОГО ЕСТЬ ДЕНЬГИ И ДОЛЖНОСТИ