Posted 27 апреля 2004,, 20:00

Published 27 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Кто кого переглядит

Кто кого переглядит

27 апреля 2004, 20:00
После майских праздников Михаил Фрадков и Дмитрий Козак могут поменяться ролями в только что отстроенной вертикали власти. Именно ролями, а не должностями. По крайней мере сигналы, исходящие из Белого дома, свидетельствуют о таком повороте событий.

На днях руководитель аппарата правительства в ранге министра Дмитрий Козак пообещал, что никаких новых революционных изменений структуры правительства не будет. Однако признался, что «небольшое уточнение» все же должно произойти сразу после инаугурации президента и утверждения кандидатуры премьер-министра.

Напомним, что нынешняя структура правительства построена по принципу трех уровней. Первый – министерства, призванные устанавливать «правила игры». Второй – надзоры, которые следят за соблюдением установленных сверху правил. Третий – федеральные агентства, от имени правительства обслуживающие юридических лиц и население.

Очередное «ноу-хау» руководителя аппарата заключается в следующем. Дмитрий Козак, очевидно, почувствовав, что его модель структуры правительства не вполне работоспособна, предложил вывести из ведения профильных министерств в непрофильные те надзоры, которые следят за госструктурами. «Если надзоры следят за госструктурами, то контроль нужно выводить под другого министра», – подчеркнул он. Если же надзоры контролируют рыночные сферы экономики, то их, по словам высокого чиновника, трогать не следует.

Последнее предложение г-на Козака может внести еще большую путаницу в работу правительства. Надзоры и агентства не только не избавляются от опеки вышестоящих министерств, что и является целью административной реформы. Они еще и привносят дополнительный конфликт интересов. Вряд ли профильные министерства и их влиятельные руководители согласятся с передачей поднадзорных им госорганов в «чужие» руки. Словом, кто за кем должен надзирать, опять непонятно.

Неустоявшуюся позицию Дмитрия Козака умело использует Михаил Фрадков. Все это наводит на мысль, что премьер – опытнейший аппаратный игрок, хорошо улавливающий новые «импульсы» из президентской администрации. Впрочем, нельзя исключать и другой вариант. Фрадков настолько поверил в свои силы и возможности, что начал самостоятельную игру без санкции сверху.

Если это так, то эффективность кадровой политики администрации президента (до сих пор ее сильная сторона), как минимум вызывает сомнения. Дело в том, что наметившийся конфликт интересов между кремлевскими кадровиками и белодомовскими аппаратчиками грозит вылиться в крупный скандал с непредсказуемыми последствиями. И основными его фигурантами станут тогда Михаил Фрадков и Дмитрий Козак. Эксперты «Новых Известий» считают, что между двумя правительственными чинами уже возникло некое подобие «холодной войны», которая в перспективе вскроет пробелы в проводимой административной реформе.

Так, заведующий сектором административного права Центра политических исследований Института государства и права РАН Владимир Альхименко полагает, что оба чиновника пытаются насадить свои правила игры. «Каждый из них по-своему силен и полагается на собственные людские ресурсы. Пока более сильным игроком на белодомовской площадке проявил себя г-н Козак, – считает г-н Альхименко. – Однако сейчас созрели естественные предпосылки к укреплению позиций премьера. Г-н Фрадков – аппаратчик, который реально представляет, по каким принципам должен формироваться аппарат федеральных министерств».

По мнению эксперта, если конфликт интересов в ближайшее время не будет сглажен или высокие чины не подпишут «пакт об административном перемирии», то перманентное состояние вражды может скомпрометировать Кремль в контексте проводимой им кадровой политики. Впрочем, Владимир Альхименко уверен, что сам г-н Фрадков прекрасно осознает крепость тисков, в которые он оказался зажат. «Он понимает, что представители администрации президента при выборе начальников руководствовались принципом «сдерживающих двух», – объяснил он. – Такое правило применяется, когда на одной делянке находятся два самостоятельных политика. Один другого непременно должен уравновешивать».

Президент Института современной политики Владимир Лысенко, в целом разделяя такую оценку, в автономность действий премьера не верит. «Он не так самостоятелен, как кажется, потому что новые фигуры на шахматной доске нового кабинета появляются только с соизволения кремлевских кураторов, – заявил «НИ» эксперт. – Активная позиция Козака, обусловленная завершением формирования штата собственного аппарата, как раз и свидетельствует о слабости Фрадкова. Пока он – чисто технический премьер».

Более того, по данным г-на Лысенко, уже до инаугурации переизбранного президента председателю правительства дадут понять, что инициатива наказуема и что любое выступление и назначение обязательно нужно согласовывать с кремлевским оком на Краснопресненской – г-ном Козаком. «В противном случае руководитель правительственного аппарата просто подомнет премьера под себя, сделавшись его (Фрадкова) начальником», – завершил мысль политолог.

Посвященный же в тайны кремлевских «импульсов» эксперт Станислав Белковский, напротив, не склонен гиперболизировать конфликт. По его словам, временное напряжение в правительстве возникло потому, что г-н Фрадков, завершая организационный этап своей работы, ориентируется на оппонентов г-на Козака, что последнему очень не нравится. «Конфликт между премьером и руководителем аппарата автоматически становится конфликтом Фрадкова и Сечина, который курирует главу аппарата Белого дома, – заявил «НИ» г-н Белковский.

К чему в конечном итоге приведут противоречия двух «величин», сказать сложно, но не за горами инаугурация, а президент, помнится, пообещал отшлифовать правительственные функции к этой дате…



ЧЕМ КОМАНДУЕТ ДМИТРИЙ КОЗАК

Вчера Департамент правительственной информации официально сообщил, что премьер-министр РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о структуре аппарата правительства. Его руководитель будет иметь двух заместителей. Из существующих 23 департаментов, управлений и отделений в аппарате правительства остается 12 департаментов. Предельная численность помощников премьер-министра составит 15 человек, а всего в аппарате будет работать максимум 954 сотрудника. Таким образом, аппарат правительства сократится только на 20%, то есть на 240 человек. Заработная плата руководителя аппарата правительства составит 95 тыс. руб., его заместителей – 80 тыс. руб., директора департамента – 70–75 тыс. руб. в месяц.

"