Posted 27 марта 2005,, 20:00

Published 27 марта 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Комитет закрытых дверей

Комитет закрытых дверей

27 марта 2005, 20:00
В минувшую субботу состоялось очередное заседание Комитета-2008. С него «комитетчики» принесли радостную весть. Сделан еще один большой шаг к объединению всех политических сил страны, тяготеющих к правому флангу, в единую демократическую партию – будет учрежден оргкомитет по ее созданию. Правда, что делать дальше, демо

Основная часть субботнего заседания проходила за закрытыми дверями ввиду масштабности обсуждаемой темы. Журналистам дали послушать лишь то, что они и так уже знали. Председатель комитета Гарри Каспаров напомнил, что месяц тому назад (см. «Новые Известия» за 21 февраля) для продолжения переговоров об объединении была сформирована группа в составе журналиста Александра Рыклина, политолога Георгия Сатарова и политика Ирины Хакамады. А г-н Сатаров уточнил, что участниками переговоров, кроме конечно же СПС и «Яблока», была «новая третья сила». Последнюю представляют, по большому счету, пока только два человека: депутат Госдумы Владимир Рыжков и Гарри Каспаров, ради политики покинувший шахматы. Господа Рыжков и Каспаров не раз уже заявляли, что не видят в качестве основы будущей демократической партии ни «Яблоко», ни СПС. Да и что греха таить, этот же самый вопрос – какая партия будет принята за базовую – был небезразличен и «правым» с «яблочниками».

И вот на переговорах был достигнут такой градус компромиссности, что комитет счел возможным сообщить о созыве в скором времени оргкомитета по созданию новой партии, что фактически является предпоследним этапом любого партстроительства. Последним является учредительный съезд.

«Оргкомитет будет не сразу. Сначала планируется подготовка единой платформы», – пояснил «НИ» г-н Сатаров. Впрочем, тут же он добавил, что такая подготовка займет ориентировочно недели две и в таких сжатых сроках нет ничего удивительного, потому что уже проделана большая работа по сближению позиций заинтересованных сторон. Георгий Александрович не стал, однако, скрывать, что, хотя многое уже сделано, работы предстоит еще немало, и пока трудно сказать даже приблизительно, когда состоится съезд единых демократов. Он лишь отметил, что «есть понимание, что нужно торопиться».

«Конечного проекта объединения пока не получилось, – в свою очередь признала в беседе с «НИ» Ирина Хакамада, в настоящее время возглавляющая собственную партию «Наш выбор», – но ведь надо позитивные шаги как-то продолжать и во что-то их конвертировать». Большим достижением переговоров г-жа Хакамада считает тот факт, что если раньше Каспаров и Рыжков «хотели делать третью партию, а все остальные должны были бы уйти как проигравшие», то теперь они склонились к той точке зрения, что «надо делать объединенную партию и демократическими процедурами необходимо достигнуть максимально эффективного проекта».

А вот зампреда «Яблока» Сергея Митрохина «НИ» застали настроенным куда более скептически: «Я считаю, что комитет перепрыгнул через несколько этапов, попытавшись выдать желаемое за действительное. Можно озвучить что угодно, но пока так и не договорились, на базе какой партии все это будет осуществляться. Комитет, предложив создать новую площадку, расписался в том, что сам он не способен решить проблему». И у Сергея Сергеевича пока нет никакой уверенности, что и на новой площадке проблема будет решена. Не вполне понятна г-ну Митрохину позиция пресловутой «третьей силы», не отрекшейся от планов по созданию отдельной партии, но ратовавшей за создание оргкомитета. Что же касается базы, то для «Яблока», подчеркнул г-н Митрохин, принципиально важно, чтобы именно оно стало фундаментом новой партии, потому что партийцы желают сохранить «яблочный» вектор в политике, «а иначе непонятно, зачем вся эта история нам нужна». А если вопрос идеологии не принципиален, резюмируя, пошутил г-н Митрохин, «легче, наверное, пойти по кратчайшему пути, слиться с «Единой Россией» и попасть в Думу, осуществив сокровенную мечту демократов».

Тут стоит отметить, что даже если отбросить всю идеологическую составляющую, построить новую партию сложно еще и чисто технически. Ведь члены ее должны будут незамедлительно выйти из партий старых. Этого требует российское законодательство. В разговоре с «НИ» члены комитета признали существование такой проблемы, но сказали, что о конкретных рецептах ее разрешения говорить тоже пока рано.

"