Posted 28 января 2018, 10:15
Published 28 января 2018, 10:15
Modified 7 марта, 16:51
Updated 7 марта, 16:51
В декабре 2017 года оппозиционный политик Алексей Навальный объявил забастовку избирателей после того, как Центральная избирательная комиссия (ЦИК) отказалась регистрировать его кандидатом на выборах президента России. Первой акцией по бойкоту выборов стали митинги в городах России, которые начались 28 января.
В большинстве городов акции были согласованы.
В Москве и Санкт-Петербурге акцию не согласовали.
Около 11 утра был задержан начальник штаба Навального в Москве Сергей Бойко в связи с предполагаемым нарушением правил согласования массовых мероприятий (статья 20.2 КоАП).
До этого ведущих прямого эфира, вещавших из московского офиса ФБК, задержали сотрудники полиции в штатском непосредственно во время трансляции. Также задержаны режиссёр прямого эфира, два юриста и офис-менеджер ФБК в Москве. Их доставили в Даниловский отдел полиции, где ведущему Дмитрию Низовцеву предъявили обвинение в сокрытии взрывного устройства в смартфоне.
Причиной прихода полиции в московский офис ФБК стало сообщение о бомбе.
Как сообщается в группе «ВКонтакте» «28.01: Владивосток выбирает забастовку», в день планируемого митинга на центральной площади города якобы планировалось демонтировать елку, чему могла помешать акция протеста. Сегодня на площади работала снегоуборочная техника. По словам организаторов акции, на нее пришло порядка 250 человек, которые отправились гулять до «Малого ГУМа» и кинотеатра «Океан», после чего вернулись на площадь.
Шествие в Уфе, которое пытались провести местные сторонники Алексея Навального, не оставило безучастной полицию: в автозаках, по данным наших коллег из Башкирии уже как минимум 28 человек, сообщает Эхо Москвы.
Двух человек , как передает «ОВД-Инфо» задержали в Самаре.
В Челябинске, по данным Znak.com, местные власти неожиданно объявили, что на согласованное мероприzтие допусят лишь тех, кто старше 18-лет, таким образом несовершеннолетние в один из городских скверов, где все и происходит, попасть не могут.
Всего, по данным Cовета по развитию гражданского общества и правам человека,в 33 городах в митингах приняло участие 4933 человека:
Екатеринбург – 1000
Новосибирск – 600
Нижний Новгород - 550
Пермь - 380
Челябинск - 350
Омск - 270
Саратов - 230
Самара - 220
Красноярск - 205
Томск - 200
Владивосток - 200
Иркутск - 190
Хабаровск - 150
Барнаул - 150
Кемерово - 150
Ижевск - 120
Тюмень - 115
Магнитогорск - 100
Оренбург - 100
Курган - 80
Березники (Пермский край) - 70
Комсомольск-на Амуре - 70
Чита - 63
Улан-Удэ - 60
Астрахань - 50
Братск (Иркутская область) - 35
Якутск - 35
Южно-Сахалинск - 35
Чайковский (Пермский край) - 30
Бийск (Алтайский край) -30
Балашов - 22
Магадан - 20
Новокузнецк (Кемеровская область) - 20
Благовещенск - 16
Ноябрьск (Ямало-Ненецкий автономный округ) - 16
Петропавловск-Камчатский - 1
СПЧ продолжает мониторить практику проведения публичных акций, сказали корреспонденту "НИ".
Характерно, что в Екатеринбурге, где акция была разрешена и в ней участвовал мэр города Ройзман, участников было всего одна тысяча. В других городах - еще меньше. Что само по себе говорит о провале мероприятия.
В Москве и Петербурге несогласованные акции были назначены на два часа дня.
Спустя несколько минут после появления Навального на Тверской возле него появились сотрудники полиции, которые взяли политика под руки и затолкали в автобус. Как передает МБК, участники митинга пытались отбить Навального у полиции, однако автобус уехал моментально, пока его не успели окружить сторонники.
На Пушкинской площади участники акции "заняли три фонаря", забравшись на самую верхотуру. Однако никаких ответных действий со стороны не было. Как говорится, покричали - и стали расходиться.
В 15.30 демонстранты начали постепенно расходиться с Тверской улицы и Пушкинской площади. По свидетельству очевидцев, задержаний в центре Москвы практически не было ( если не считать ареста самого Навального).
При этом, по данным полиции и городских властей, на Триумфальной площади собрались не более 600 человек и примерно столько же - на Пушкинской площади. Некоторые наблюдатели отмечали, что число полицейских в центре Москвы было больше количества протестующих.
"НИ" выяснили точку зрения политологов на причины столь малочисленного участия россиян в сегодняшних акциях:
Аббас Галлямов, политолог
Бойкот - это не очень понятная людям стратегия. Она не вызывает эмоций. У многих даже сочувствующих Навальному граждан нет ощущения, что бойкот - это то, что надо. К тому же в информационном поле появился новый «враг Кремля» - кандидат от КПРФ Павел Грудинин. Многим оппозиционерам сейчас кажется, что лучше голосовать за него, а значит бойкот не нужен. Если власти продолжат атаку на Грудинина, идея бойкота умрёт окончательно.
Анна Фёдорова, политолог
Малочисленность сегодняшних митингов по всей стране я связываю, во-первых, с усталостью аудитории Навального от уличных акций, которые происходят раз за разом по одному и тому же сценарию: люди выходят, на их жизнь это никак не влияет, некоторые получают «бесценный опыт» задержания, если Навальный ведёт их на несогласованную акцию. И всё. В принципе, разумному человеку, подростку, который хочет острых ощущений, ему достаточно один раз сходить. Обратите внимание, что в последних своих выступлениях Навальный концентрируется на молодёжи, чтобы собрать побольше аудитории, потому что он её теряет. Люди, которые раз или два сходили на его митинги ради развлечения ли, каких-то других побуждений, теряют к этому интерес, потому что совершенно не понятно, что Навальный может им предложить.
Отдельно бы я ещё отметила низкое качество организационной работы штабов Навального в регионах. Если вы посмотрите на их активность ВКонтакте, Фейсбуке, во многих случаях это – фиктивно-демонстративная деятельность. Заметно отсутствие разницы между тем, как люди выходят на согласованный и не согласованный митинг. Навальный говорит, что если бы согласовали, то народу вышло бы значительно больше. Но, во-первых, ему согласовали три места и понятно, что он намеренно повёл людей на несогласованное мероприятие, но цифры на Пушкинской и на Маяковке – это просто смешно! В двадцатимиллионной Москве выходят тысяча человек – это полный провал. Такое ощущение, что он сам себя сегодня подорвал в информационном смысле…
Я не считаю, что Навальный является серьёзной фигурой, которая может давить на Кремль, пугать Кремль, влиять на Кремль. Мы видим политика, у которого аудитория тает с каждым месяцем. Можно ли это считать результатом эффективной внутренней политики? Да, я считаю, что это так.
Юлий Нисневич, профессор, доктор политических наук
То, что сегодня на улицы страны выйдет мало народу, было очевидно, потому что Навальный – это миф. Я сегодня утром объяснял корреспонденту одного телеканала, что если внимательно посмотреть все большие митинги, то станет очевидно, что, если митинг только Навального, там всегда очень мало народу. Он просто очень умело пристраивается к совершенно чужим идеям. У Навального есть контингент, который его поддерживает, но это – экзальтированные люди. Более-менее спокойная, не то что думающая публика, его совершенно не поддерживает. Я совершенно точно понимаю, для меня очевидно, что, если Навальный захочет что-нибудь устроить, у него ничего не получится.
А как же акция «Он вам не Димон», собравшая многотысячные митинги по всей стране?
Это совершенно другое – это был митинг против коррупции! Проблема коррупции имеет абсолютно другое звучание. Когда я говорю «не его», имею в виду, что идея не его, не им придумана. Как только его идеи – они совершенно пустые! Идея бойкота выборов, она просто омерзительна по большому счёту. Почему господин Навальный в 2012 году, когда Явлинского не допустили до выборов, не призывал к бойкоту? Напротив, он агитировал за то, что все должны идти и голосовать. Такой мелкий, тухлый Наполеон… поэтому то, что сегодня пришло мало народу, для меня совершенно не удивительно. Потому что Навальный – абсолютно придуманная фигура. Есть какой-то контингент экзальтированной публики, которая его поддерживает, но он очень немногочисленный. Его даже не пустили на большой митинг в Москве, который был по поводу реновации. Начиная с 2011 года, если посмотреть на все события, Навальный там был с боку-припёку всегда. Я ждал, когда он захочет сам что-то сделать, и мы тогда увидим, что за этим ничего нет. Он всегда ловко умел пристраиваться к общим или чужим идеям. Почему его в своё время выставили из «Яблока» - за участие в «Русских маршах». Он такой – рыба-прилипала. Как только он пытается сделать что-то на своих идеях – это мы и видим… Даже, если сравнить его с Лимоновым, с акциями «31», то понятно, что это совершенно другие по калибру результаты получаются. Сначала выходило много народу, потом – меньше. Любая экзальтированная акция вырождается. На экзальтации долго невозможно держать ситуацию.
Второе, уже не зависящее от Навального, это то, что выборы уже никому не интересны. Всё настолько очевидно, даже сторонникам Путина, настолько, что уже никому не интересно. Поэтому построить на этом действо – просто нереально. Как «за», так и «против».
Честно говоря, я не очень понимаю власть – зачем трогать Навального? Дайте ему возможность сделать где-нибудь что-нибудь самостоятельно. Он ничего не сделает. Он абсолютно бесперспективная фигура. Дело в том, что за ним стоят, или его используют какие-то структуры. Скорее происходит борьба не с ним, а внутренняя борьба кланов, когда какие-то структуры его используют. Вот это может не нравиться. А он сам – ровный ноль.
Вячеслав Смирнов, директор НИИ политической социологии
Навальный ушёл со своими политическими проповедями в интернет, не проводил орг-работы. Его призыв к бойкоту выборов и протестным акциям не опирается на экономический базис. Чисто протест ради протеста, потому что Навальный призвал протестовать. Нормальный протест всегда носит экономическую основу. А когда протест чисто политический и основан на обаянии проповедника – а Навальный выступает сейчас в роли теле-проповедника – не имеет орг-структуры под собой, не обходит людей по квартирам, чтобы вывести на протест, по большому счёту этот протест не затрагивает экономические интересы россиян, в результате выходит фан-группа. Как за Жириновским: они выходят и за реформы, и против реформ. И так же – здесь. Выходят чисто за Навального, на его призыв. Большинство даже оппозиционно настроенных граждан не видят в этом смысла. Он не смог объединит оппозицию. Для дебютанта такой результат нормальный, на «твёрдую тройку». Для человека, который заявляет, что он основной противник Путина и мог стать президентом России, если бы его допустили к выборам, это – полный провал, и после сегодняшних акций, можно говорить о том, что политика Навального не существует, а есть гейм-стример и блогер Алексей, который работает с молодёжью и сделал такой неудачный политический дебют.
Надо работать с социальными группами, нужны деньги, нужно работать со спортивными фанатами, нужно работать с патриотической общественностью и организованными группами избирателей, нужно уметь договариваться. А его молодёжь не умеет это делать. Она друг с другом не может договориться. И серьёзные массовые силы его не поддерживают, потому что он – никто – нет денег, нет программы, нет авторитета. Очень часто, люди, которые могли бы вывести десять – двадцать тысяч, спрашивают: сколько штыков у Навального? Кто за ним стоит? Только ютуб! Это – несерьёзный человек. Надо понимать, что во время весенних протестов 2017 года процентов тридцать вывел на улицу Мальцев. Я могу сравнить с протестами, в которых участвовал, когда «Демократическая Россия» выводила на улицу по миллиону человек. И стоял вопрос, является ли «ДемРоссия» силой и сможет ли свалить КПСС. Всё надо сравнивать с такими вещами. С моей точки зрения, политических перспектив у Навального не было. У него не было партии, и он знал, что не будет допущен к выборам. Но как медийщик, как человек, раскручивающий свой бренд, он его успешно капитализировал. Сейчас он находится в очень сложно выборе: либо ему бежать на Запад и продолжать оттуда работать и пропагандировать, либо – тупик. Будет падение рейтинга, непонятные отношения с законом, который не хочет его сажать, он становится не нужен для западных товарищей. Какой-нибудь несчастный случай ими был лучше обыгран, чем такой слабый Навальный.