Posted 27 января 2015,, 21:00

Published 27 января 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:47

Updated 8 марта, 03:47

Подарок для телепатриотов

27 января 2015, 21:00
Госдума вчера приняла законопроект о возвращении рекламы на кабельные и спутниковые телеканалы. Правда, разрешат зарабатывать на рекламе лишь в том случае, если эфир на три четверти состоит из отечественного контента. Эксперты говорят, что такая доля собственного производства является фантастикой для региональных незав

Нижняя палата парламента вчера сняла запрет на показ рекламы на телеканалах, транслируемых по спутнику или кабелю. Еще в минувшую пятницу при принятии законопроекта в первом чтении предполагалось, что право на размещение рекламы должны вновь получить те СМИ, которые транслируют исключительно «национальную продукцию», то есть контент, созданный гражданами РФ или российскими организациями по заказу российского СМИ, на русском языке или языках народов РФ. Однако ко второму чтению депутаты согласились смягчить законопроект, снизив необходимую долю такого отечественного контента до 75%, тем самым разрешив иногда показывать иностранные фильмы или видеоклипы.

«Разрешение на использование 25% иностранного контента позволит обеспечить доступ к мировому культурному наследию, а также к премиальному контенту», – пояснил на пленарном заседании глава комитета по информполитике Леонид Левин. «Мы даем возможность выжить телеканалам, которые будут продвигать нашу национальную продукцию на 75%. С другой стороны, это очень серьезное подспорье муниципальным и региональным телеканалам, которые не нашли (финансовых. – «НИ») взаимоотношений с мэрами и губернаторами», – в свою очередь оптимистично заметила депутат фракции «ЕР» Ольга Тимофеева.

Реклама на каналах, доступ к которым осуществляется на платной основе или с применением декодирующих технических устройств, оказалась полностью под запретом с 1 января этого года. Законодатели решили, что такие телеканалы оказываются в более выгодном положении по сравнению с бесплатными, так как получают деньги и от потребителей, и от рекламодателей. В результате под запрет рекламы попали более тысячи платных телеканалов, многим из которых, прежде всего региональным и муниципальным, пришлось серьезно урезать свои траты.

При этом президент Владимир Путин на пресс-конференции в конце прошлого года не скрывал, что запрет на рекламу был введен по инициативе федеральных телеканалов, чтобы дать им возможность «пользоваться сокращающимися объемами рекламного рынка». А оставшихся за бортом телевещателей глава государства призвал «научиться самим зарабатывать деньги». Однако после многочисленных жалоб вещателей президент поручил проработать вопрос о возвращении показа рекламы.

Сами же представители масс-­медиа считают, что отказ от рекламы противоречит политике формирования независимого телевидения, которое, в отличие от государственных телекомпаний, дотаций из бюджета не получает. По мнению директора фонда «Общественная экспертиза» Игоря Яковенко, принятый вчера законопроект бедственное положение независимых телевизионных СМИ вряд ли улучшит. «Телепроизводство – это сложная и очень дорогая штука, поэтому независимые телеканалы, прежде всего региональные, не в состоянии производить столько собственного контента. Час собственного эфира, и вряд ли больше. А остальное – в основном это фильмы, в основном зарубежные», – сказал он «НИ». Поэтому, по мнению г-на Яковенко, это не смягчит того удара, который был нанесен региональным СМИ. «Реклама – практически единственная статья доходов для СМИ, а для регионального телевидения в особенности. Поэтому это бессмысленный и очень вредный шаг, который добивает рынок СМИ, и так уже дышащий на ладан. И я не думаю, что кто-то из региональных телекомпаний благодаря такому «смягчению» сможет выжить. Потому что создать 75% собственного контента – это фантастика для региональных телеканалов», – отметил г-н Яковенко.

"