Posted 26 декабря 2012,, 20:00

Published 26 декабря 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:17

Updated 8 марта, 05:17

Невыездные дети

Невыездные дети

26 декабря 2012, 20:00
Вчера Совет Федерации завершил осеннюю сессию. В последний день работы в этом году парламентарии одобрили «закон Димы Яковлева», запрещающий американцам усыновлять российских детей. Отклонить закон, наложив вето, теперь может только президент.

У парадного подъезда Совета Федерации на Большой Дмитровке с утра было многолюдно. Кроме сенаторов, доставляемых на работу служебным автотранспортом, у входа можно было увидеть полтора десятка продрогших на холоде активистов, пришедших сюда с намерением выразить протест в связи с принятием «антисиротского закона». Здесь же припарковались семь полицейских «пазиков», готовых спецрейсом развезти по околоткам всех несогласных.

Замысел активистов был прост: по одному вставать у входа в Совфед с протестным плакатом. Однако осуществить задуманное им не позволили: одного за другим активистов без объяснения причин грузили в автозаки. Один из активистов, достав «черную книгу» с подборкой новостных сообщений о печальных случаях убийства детей родителями в российских семьях, начал читать ее вслух проходящим на работу служащим Совфеда. Но и читка получилась недолгой. Вместе с другими пикетчиками самозваного диктора доставили в ОВД.

Несмотря на то что Совет Федерации граничит со зданием ОВД «Тверское», всех задержанных везли на автобусах в ОВД «Мещанское». На противников «закона Димы Яковлева» составили протоколы по статье 20.2 КоАП «Нарушение порядка пикетирования», предусматривающей штрафы до 30 тыс. руб. или обязательные работы до 50 часов.

Примечательно, что на фоне этой полицейской «зачистки» несколько женщин, пикетировавших здание верхней палаты парламента в поддержку «антисиротского закона», спокойно стояли со своими плакатами. Их стражи порядка не видели в упор. По информации пресс-службы партии «Яблоко», всего в ОВД оказались семь человек – четверо «яблочников» и трое гражданских активистов.

Уличное волеизъявление народа никак не повлияло на умонастроение сенаторов. Похоже, члены Совфеда твердо и заранее определились с дружным голосованием за «антисиротский закон». Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко, которая ранее призывала не торопиться с принятием закона «на эмоциях», теперь торопилась поведать журналистам, что передумала и будет голосовать «за». Правда, почему-то посчитала необходимым уточнить, что давления на нее никто не оказывал, просто «ситуация с отсутствием защиты и безопасности усыновленных детей дошла до точки кипения».

Между тем ответ российских законодателей на «акт Магнитского» поддерживают далеко не все. Министр иностранных дел Сергей Лавров высказался против принятия закона, заявив, что он лишает Россию возможности мониторить, в каких условиях проживают уже усыновленные американцами дети. А президентский Совет по правам человека во вторник опубликовал заключение, в котором сказано, что закон противоречит Конституции, международным договорам и «имеет дефекты законодательной техники». Не только официальные лица, но и деятели культуры выразили свое отношение к принятому проекту. Вчера получать звание Народного артиста РФ из рук президента Константин Хабенский пришел с большим значком «Дети вне политики» (на нижнем фото).

Сотрудница московского офиса Human rights watch Юлия Горбунова полагает, что принятие Совфедом «закона Димы Яковлева» еще больше ухудшит положение гражданского общества в России. «Это скажется на интересах самых обездоленных российских детей, которые лишатся возможности обрести родителей, и, кроме того, этот законопроект противоречит как внутренним, так и международным обязательствам России, – заявила «НИ» правозащитница. – В частности, обязательствам по Конвенции о правах ребенка, которая гласит, что детям необходимо расти в семейном окружении. Конвенция предусматривает возможность усыновления ребенка в другой стране, если его государство не может обеспечить ему воспитание в семье. То есть интересы ребенка должны стоять на первом месте. А в данном законопроекте ситуация совершенно иная. Дети просто используются как разменная монета в политической игре».

По мнению вице-президента Института современной политики Александра Точенова, пока невозможно предсказать, насколько резкой будет реакция Запада на наш ответ «акту Магнитского». «С делом Магнитского надо было давно разбираться – это ясно. И на так называемый «закон Магнитского» надо было отвечать, потому что это вмешательство в наши внутренние дела, – заявил «НИ» политолог. – Но ответ наш неадекватен. При чем здесь дети? Да, Штаты себе позволяют многое – нарушать права человека в Ливии, Ираке и так далее, на это нужно реагировать, но не детьми же! Депутаты приняли заявление, что нужно создать программу «Россия без сиротства», так пусть этим занимаются. В США уже несколько десятков тысяч наших детей, пусть смотрят, проверяют. Что бы ни говорили, а такие возможности есть».

"