Posted 26 октября 2010,, 20:00

Published 26 октября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:44

Updated 8 марта, 06:44

Не «по блату», а за деньги

Не «по блату», а за деньги

26 октября 2010, 20:00
Реализовывать пользующиеся особым спросом автомобильные номера на аукционах и направлять полученные средства в региональные бюджеты предлагают в Госдуме. Мнения экспертов по этому поводу разделились. Одни считают, что много денег в казну это не принесет. Другие идею поддерживают, поскольку сейчас регистрационные знаки

По словам внесшего законопроект первого заместителя председателя думского комитета по безопасности Михаила Гришанкова, сейчас сложилась определенная практика: с одной стороны, есть так называемые блатные номера, с другой – есть группа граждан, которые стремятся получить знаки с определенными буквами и цифрами. «Достать» их можно за счет личных связей или коррупционных схем. «Законопроект, который я предлагаю, упраздняет коррупционную практику: на аукционе любой желающий сможет получить тот номер, который он хочет, – пояснил г-н Гришанков. – При этом средства от продажи будут поступать в региональный бюджет. Таким образом, будет пополняться бюджет и уйдет в прошлое история «блата». Депутат не исключил, что документ может быть рассмотрен уже в осеннюю сессию Госдумы. «Никаких сложностей для его принятия я не вижу, я детально проработал текст с экспертами, в первом варианте были замечания, которые мы устранили», – отметил законодатель.

Сколько будет стоить «красивый» номер, парламентарий уточнять не стал. Цена, по словам депутата, будет определяться готовностью человека заплатить. Но, по данным экспертов, сейчас регистрационные знаки неофициально стоят от 5 тыс. руб. до 10 тыс. долларов. В ГИББД ничего против продажи номеров не имеют. Более того, некоторое время назад ведомство само выступало инициатором таких торгов.

Отметим, что аукционы престижных автомобильных номеров стали во многих странах традицией. Объединенные Арабские Эмираты уже 10 лет стабильно пополняют свою казну подобным образом. Так, участники прошедших в августе торгов выложили внушительную сумму в 12 млн. дирхамов (примерно 3,3 млн. долларов) за двух- или трехзначный номер, в то время как обычный, пятизначный стоит там всего 25 долларов.

Тем не менее некоторые коллеги г-на Гришанкова по нижней палате в эффективности предложенного им начинания усомнились. Так, по словам заместителя председателя комитета по безопасности Геннадия Гудкова, бюджет много от подобных продаж не выручит. «Блатных» номеров осталось, по мнению парламентария, не так уж и много. «Это буквенная серия ЕКХ, в основном закрепленная за ФСО (ее в народе уже окрестили «еду как хочу». – «НИ») и АМР – главная правительственная серия номеров, практически полностью оснащенных спецсигналами, – пояснил «НИ» депутат. – Но количество таких регистрационных знаков очень ограничено. А все остальные буквенные сочетания, вроде трех О или трех А, уже не такие престижные, как раньше. Поскольку известно, что они раздавались обычным автолюбителям». На дороге, по словам парламентария, сотрудники безопасности все равно такой автомобиль будут останавливать, поскольку за рулем может сидеть как чиновник, так и простой клерк. Что касается просто «красивых» цифровых сочетаний, то на этом, по мнению г-на Гудкова, много не заработаешь. Большинство водителей относятся к ним равнодушно. «Если бы можно было выбирать именные номера, как в некоторых странах, тогда другое дело», – заметил народный избранник.

А вот автомобилистам идея в целом нравится. «Номера реально продаются, но деньги не идут в бюджет, они идут на взятки», – пояснил «НИ» лидер Федерации автомобилистов России Сергей Канаев. Обязанность по продаже таких номеров, по мнению эксперта, было бы хорошо делегировать самим сотрудникам ГИБДД, «поскольку никто лучше них не знает, сколько реально стоит номер». «Их можно заинтересовать и выплачивать, например, как при находке клада, 25%, – развил идею г-н Канаев. – То есть казна получит 75% и 25% – сотрудник». Эксперт полагает, что по-прежнему в чести у всех номера, которые принадлежат определенным ведомствам, и поэтому отбоя от клиентов на электронных торгах (а именно так предполагается проводить аукционы) не будет.

"