Posted 26 октября 2008,, 21:00

Published 26 октября 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:38

Updated 8 марта, 07:38

Кто последний на амбразуру?

Кто последний на амбразуру?

26 октября 2008, 21:00
В ближайшую среду исполнится 90 лет со дня создания комсомола. Российские коммунисты, правда, решили этого дня не дожидаться и отпраздновали день рождения ВЛКСМ еще вчера. Ради такого случая представители КПРФ арендовали Государственный Кремлевский дворец, под сводами которого собрались более 3 тыс. человек. Между тем

Когда-то через Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) прошли более 200 млн. человек со всего СССР. По заданию партии и правительства комсомольцы покоряли космос, пахали целину и строили БАМ. А потом грянула перестройка, комсомол потерял господдержку, и организация развалилась, а ее функционеры окунулись в приватизацию. Однако сегодня, когда постперестроечные страсти остались позади, политики вновь озаботились делами молодежи. За последние годы в России создали более 400 молодежных организаций, но ни одна из них, по словам экспертов, даже близко не приблизилась к масштабам ВЛКСМ. «Много кто пробовал создавать структуру, аналогичную комсомолу, начиная от Демпартии (ДПР), которая в 1990-х создала первое российское молодежное движение, и заканчивая «Единой Россией». Но все эти новообразования – и «Наши», и «Молодая Гвардия»,

и прочие – до комсомола не дотягивают, так же как и сама «Единая Россия» пока не дотягивает до уровня КПСС», – заявил «НИ» гендиректор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков. Правда, эксперт отметил, что нынешние прокремлевские молодежные организации все же «переняли у комсомола некоторые, не самые лучшие традиции». «Они так же обслуживают своих старших партийных товарищей. Нужно митинг в поддержку партии провести или посольство пикетировать – пожалуйста, нужно сапоги почистить – ради Бога», – иронизирует Валерий Хомяков.

Заместитель директора института социальных систем Дмитрий Бадовский добавляет, что, кроме этого, нынешние провластные молодежные движения «похожи на комсомол своей массовостью, организацией и внутренними принципами». «Однако они не исполняют главной функции ВЛКСМ. Ведь помимо того, что это был молодежный отряд правящей партии, он еще работал как мощный социальный лифт», – вспоминает эксперт. По словам г-на Бадовского, принимая активное участие в комсомольской деятельности, любой человек мог «реально сделать и партийную карьеру, и хозяйственную, и какую хочешь». Сегодня ни одно молодежное движение в таком качестве не работает. «Конечно, «Наши» обещают, мол, приходите и сможете сделать карьеру. Есть даже отдельные примеры, когда «нашисты» становились депутатами Госдумы или руководителями каких-то властных структур. Но это лишь частные случаи», – отмечает эксперт.

Современная оппозиционная молодежь, в свою очередь, уверена, что нынешняя власть уже «давно комсомол возродила». «Он отличается от советского лишь тем, что ВЛКСМ был единой структурой, а сегодня таких структур несколько. Но все они решают одну задачу – встраивают молодежь в созданную властью систему», – заявил «НИ» лидер молодежного «Яблока» Илья Яшин.

Между тем российские коммунисты заявили, что «место комсомола давно занято». «Существует прямой наследник ВЛКСМ – Союз коммунистической молодежи (СКМ). В нем состоят около 100 тыс. ребят, которые переняли многие черты советского комсомола. Например, когда недавно произошли события в Южной Осетии, туда отправились участвовать в боевых действиях около 200 представителей СКМ», – привел «НИ» пример секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев. По его словам, в настоящем комсомольском движении в первую очередь «должны быть идея и люди, которые готовы ради этой идеи на амбразуру ложиться».

Однако политолог Валерий Хомяков говорит, что совершенно не важно, как называется та или иная «политизированная молодежная структура», беда в том, что «у нас в России как не было, так и нет нормального независимого движения, которое бы действительно отстаивало интересы молодежи». «Ведь надо поднимать проблемы образования, жилья, трудоустройства, здравоохранения, а не те политические вопросы, которые, по сути, молодежь вообще мало касаются», – заключил эксперт.

"