Posted 26 июля 2010,, 20:00

Published 26 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

В списках не значатся

26 июля 2010, 20:00
Лидер межрегионального общественного движения «Российская ЛГБТ-Сеть» Игорь Кочетков обратился в письме к Дмитрию Медведеву с предложением внести в уголовное законодательство дополнения, устанавливающие ответственность за преступления, совершаемые по мотивам ненависти к геям, лесбиянкам, бисексуалам и трансгендерам. Но,

Исключение составили, пожалуй, «яблочники». На одном из последних заседаний дискуссионного клуба активисты «Яблока» устроили полемику о политических правах представителей сексуальных меньшинств. Суть дискуссии, в которой вместе с «Яблоком» за права гомосексуалов ожесточенно бились ученые, представители студенчества, а также шагавшие на «Марше равенства - 2010», свелась в итоге к формулировке принципов и идеалов демократии, закрепленной в формуле сотрудника отдела общей истории Российской академии наук Михаила Моторина: «Истинный демократ бисексуален».

Запомнились еще реплики «обсуждая эту проблему, мы уже поступаем не демократически, потому что относимся к этой группе как к меньшинству» (Михаил Моторин); «невозможно создать Великобританию для себя, если для других граждан ты создаешь Сомали» (зампред Молодежной палаты при Мосгордуме Александр Гнездилов); «нужно поддерживать гей-парады и усыновление детей однополыми семьями» (представитель молодежного «Яблока» Николай Кавказский); «гомосексуализм у населения ассоциируется с тюремным способом унижения, поэтому люди боятся о нем говорить» (председатель гендерной фракции «Яблока» Галина Михалева). Единственный участник дискуссии, противостоящий «сексуально-политической революции», председатель студотрядов МГТУ им. Баумана Игорь Матвиенко осторожно предупредил «борцов с традиционными стереотипами»: «Не выпустите джина из бутылки. У нас и так в стране наступил кризис института семьи».

Но джин вряд ли потревожит российских политиков. Сторонников по-новому прочитанной формулы демократии не нашлось ни среди политиков, представляющих себя на политической арене страны демократами, ни среди составляющих им оппозицию. Ни одна думская фракция сегодня не возьмется прописывать законодательно права нетрадиционного электората.

Член думской фракции «Справедливой России» Олег Шеин категорически заявил «НИ», что эсеры не впишут в списки потенциальных избирателей представителей секс-меньшинств, и соответственно о защите их прав не может быть и речи. «В рамках госполитики этот вопрос вообще бесперспективен. Был лет пять тому назад в Госдуме эпизод, когда группа депутатов (Семенов и другие) попыталась поднять проблему прав геев, но их больше в парламенте нет. И хорошо, что нет. Это было уроком для остальных депутатов. Больше никто не рвался повторить их попытку. В стране есть темы поважнее этой», – убежден г-н Шеин.

Представители «Демократического выбора» ушли от прямого ответа, обронив только одну фразу: «Мы не делим электорат по признаку сексуальной ориентации».

По мнению сопредседателя ныне не зарегистрированной Республиканской партии России (РПР) Владимира Рыжкова, сегодня страна в решении вопросов защиты прав секс-меньшинств находится на стадии развития Германии 50–60-х годов. И хотя политик отметил мировую тенденцию либерализации ситуации с геями (20 или 30 лет тому назад американский конгрессмен, признавший нетрадиционную ориентацию, стал бы изгоем в США), он исключил возможность привлечения российских секс-меньшинств в электорат РПР. «Я не рассматриваю такую возможность, поскольку о потенциальной численности этих групп можно только догадываться. Ведь официальной статистики нет», – сказал политик.

Лидер санкт-петербургского «Яблока» Максим Резник согласен с братьями по партбилету: «Не понимаю, чем нетрадиционный электорат хуже другого. Нужно работать со всеми группами населения».

По предположениям политолога Марка Урнова, такой политический жест отпугнет россиян от партии. «Если учесть настроения в стране, российский менталитет, то стоит признать, что борьба за права секс-меньшинств не самый эффективный «пряник» для привлечения избирателей. Скорее, наоборот, партии, решившиеся защищать геев, получат обратный эффект и лишатся уже завоеванного электората. Вообще, акцентирование этой проблемы губительно. Разве что маленькие партии, собирающие избирателей по крупицам, смогут привлечь к себе хоть какое-то внимание», – подчеркнул политолог. Вместе с тем он отметил, что абсолютное игнорирование тоже невозможно. Единственно мудрая позиция, по его мнению, должна сводится к лозунгу «надо уважать» и «к неупотреблению оскорблений».

Аналитик движения «За права человека» Евгений Ихлов считает, что в современной России нет электоральной силы. «Надо понимать, что политический вес определяется не численностью, а возможностью аппаратного лоббирования. В нашей стране корпоративной сплоченностью сообщество секс-меньшинств не обладает. Есть определенная группа активистов, борющихся за права. Но это маленькая горстка, которым не дают сегодня выходить на митинги. И поэтому уместно говорить о политической дискриминации. Но если глубоко консервативная Испания смогла легализовать однополые браки, то чем Россия хуже?» – недоумевает правозащитник. Говорить о силе нетрадиционного электората г-н Ихлов не решается, поскольку нет достоверной статистики численности этого сообщества.

Лидер «Российской ЛГБТ - Сети» Игорь Кочетков подтверждает: «Да, официальной статистики нет. Но есть косвенные данные. В марте был проведен опрос среди россиян. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Есть ли у вас знакомые нетрадиционной ориентации?» Только 11 процентов опрошенных ответили, что есть. Два процента указали, что таких знакомых много. Девять процентов ответили, что таких знакомых один или два. Причем если сравнивать с предыдущими результатами такого опроса, проведенного в 2006 году, то выясняется, что цифры абсолютно не изменились». Комментируя имеющуюся статистику, Игорь Кочетков отметил, что полученные данные свидетельствуют о достаточной степени закрытости ЛГБТ-организаций, что, в свою очередь, указывает на их аполитичность.

Напомним, что ранее правозащитники Московской Хельсинкской группы (МХГ), проведя исследование на выявление дискриминационного существования гомосексуалов, разработали базу правовых рекомендаций. В частности, было предложено дополнить перечень оснований запрещенной дискриминации указанием на сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, а также установить ответственность за гомофобные действия.

"